22.02.2008 04:57
    Поделиться

    90 процентов жалоб омских автомобилистов касаются автогражданки

    Девяносто процентов жалоб автомобилистов касаются несоблюдения закона об ОСАГО

    "Автогражданке" стукнуло четыре года. Тем не менее, по словам омских правозащитников, сегодня она все также непредсказуема. рынок автострахования в регионе до сих пор окончательно не сложился и продолжает испытывать проблемы роста.  

    Сказать точно, как будет выглядеть "автогражданка" через пару-тройку лет, сегодня достаточно сложно. Рейтинг страховых компаний меняется, как карты в колоде. Многие - биты. Даже среди козырей нет стабильности. Тем не менее специалисты наблюдают некоторые любопытные тенденции, которые говорят о том, что рынок страховых услуг приобретает цивилизованные черты и уже меньше напоминает дикие джунгли.

    - В течение двух последних лет Прииртышье активно покидают региональные страховые компании и еще более активно вторгаются федеральные. На место одной приходит десяток, - говорит председатель регионального общества защиты прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - Такое происходит не только в нашем регионе, но и у соседей. В этом нет ничего удивительного - надзор ужесточает требования к размеру уставного капитала страховых игроков. Идет укрупнение бизнеса. Предприятия, имеющие в кошельке несколько десятков миллионов рублей, становятся несостоятельными.

    Активность компаний европейской части России понятна. Там рынок уже поделен и страховать, собственно, нечего. В Сибири и на Востоке продавцам полисов еще есть чем поживиться.

    Сегодня на омский рынок начинают приходить и иностранцы. Пока они лишь принимают участие в капиталах крупных отечественных страховых компаний, однако не факт, что только этим ограничатся и не захотят самостоятельности. Это еще одно обстоятельство, которое заставляет местных страховщиков укрупняться. Новые участники с приличными финансовыми возможностями и отработанными технологиями создают серьезную конкуренцию. Тот, кто не соответствует высоким европейским стандартам, рано или поздно потерпит фиаско. Уже сейчас рынок очищается от псевдокомпаний. Этот процесс стимулирует активная и жесткая позиция государственных надзорных органов.

    Кстати, с этого года закон обязал страховщиков уйти от универсальности. Теперь они должны сделать выбор - заниматься страхованием жизни или другими его видами. Страхование жизни, по мнению специалистов, это непаханая целина, на освоение которой претендуют иностранные компании, имеющие богатый опыт. В Омске пока этот вид почти не развит. Люди опасаются делать долгосрочные вклады и не видят выгоды.

    По данным омской ГИБДД, за год количество машин на дорогах города выросло на 4 процента. По данным омских правозащитников, число обращений обиженных автомобилистов возросло на 30. Самой большой проблемой для владельцев железных коней остается "автогражданка". Страховщики далеко не всегда выполняют свои обязательства, и это не может не вызывать справедливых упреков покупателей полисов. Больше половины жалоб касаются задержки выплат, каждый четвертый потребитель автостраховых услуг полагает, что они существенно занижены. Каждому двадцатому вообще отказано в компенсации ущерба.

    Впрочем, претензии водителей обоснованы далеко не всегда. Примерно четвертая их часть до сих пор не знает закона об ОСАГО, и правозащитникам приходится проводить с такими ходоками страховой ликбез.

    Так или иначе, но недобросовестных продавцов полисов в Омске еще немало. Сегодня лицензию на право деятельности имеют порядка 170 компаний. У пятнадцати они уже отозваны, на очереди еще несколько.

    Схема вторжения новых игроков на омский рынок достаточно проста. Компания-дебютант нанимает чужих агентов, предлагая повышенный гонорар на продажу полиса. Закон разрешает отдавать посреднику 10 процентов от стоимости страховки, однако новые игроки дают 15, 20 и 25. Агенты "клюют", новые полисы активно продаются. Впрочем, от агрессивной продажи мало кто выигрывает: основные фонды уходят на агентское вознаграждение, а на выплату возмещений омичам, попавшим в ДТП, остаются копейки. В результате - отзыв лицензии или преднамеренное банкротство. Сегодня в суде рассматривается очередное подобное дело.

    Если сравнивать Омск с другими регионами, тем же Новосибирском и Барнаулом, то судебная практика в сфере "автогражданки" у нас уже неплохо отработана, и служители Фемиды легко справляются с подобными делами. Процент выигрышных достаточно высок. По словам Игоря Пушкаря, из двух десятков последних процессов омские правозащитники не проиграли ни одного. Сегодня только у него в судебном производстве находятся 10 дел. Одному потерпевшему несправедливо отказано в выплате за ДТП на территории рынка, другому - за неудачный маневр задним ходом.

    Есть в этой сфере и собственные рекорды. Например, двухлетняя тяжба регионального общества защиты прав потребителей в сфере страхования с компанией "АльфаСтрахование", закончившаяся не только торжеством справедливости, но и самым крупным штрафом в России. Омич, у которого угнали дорогую иномарку, получил возмещение в сумме 2,6 миллиона рублей, а государственный бюджет - предусмотренный законом пятидесятипроцентный штраф. В итоге недобросовестный страховщик, не считая судебных издержек, раскошелился почти на четыре миллиона рублей.

    Впрочем, помочь владельцам полисов "автогражданки" удается не всегда. Например, в выплате страховки отказано покупателям японских авто на Дальнем Востоке. Оформляя документы на машину, омичи покупают и полис. Однако, после того как авто попадает в аварию, оказывается, что он недействителен.

    К омским правозащитникам уже поступило десяток таких заявлений. Проверка показала: договоры страхования, которые заключали омичи, расторгались
    буквально на следующий день. Расчет мошенников был прост: подлог обнаружится не скоро, да и разбираться с ними за тридевять земель вряд ли кто поедет.

    - Пострадавших гораздо больше, чем написано заявлений, - уверен Игорь Пушкарь. - Как правило, к правозащитникам обращаются единицы. Причем из тех, кто уже побывал в аварии. На самом же деле это верхушка айсберга от общего числа обманутых покупателей японских машин. Я связывался с коллегами в Новосибирске и Томске, там та же ситуация.

    Специалисты РСА утверждают, что липовые полисы наводнили все Зауралье. Подобное происходит благодаря лазейке в законе об ОСАГО. Если бы при расторжении договора страховщики были обязаны изымать полис, мошенничество в этой сфере было бы невозможно в принципе. Возможно, ситуация изменится
    1 марта, когда вступят в силу поправки к закону.

    Так или иначе, но в ближайшее время защитники прав потребителей без работы не останутся. Машин становится больше, автомобилисты молодеют и все чаще предпочитают общепринятым правилам экстремальную езду. Получение прав пока не гарантирует качественной подготовки водителей. В результате в год на российских дорогах гибнет людей в три раза больше, чем на всей афганской войне.

    Между тем

    С начала года аварийность в Омской области снизилась на 30 процентов. Эту новость озвучили на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Специалисты связывают это с вступившими с 1 января в силу новыми законами, ужесточающими санкции за нарушения, а также солидными государственными дотациями, выделяемыми на ремонт дорог регионального масштаба.

    Поделиться