"Автогражданке" стукнуло четыре года. Тем не менее, по словам омских правозащитников, сегодня она все также непредсказуема. рынок автострахования в регионе до сих пор окончательно не сложился и продолжает испытывать проблемы роста.
Сказать точно, как будет выглядеть "автогражданка" через пару-тройку лет, сегодня достаточно сложно. Рейтинг страховых компаний меняется, как карты в колоде. Многие - биты. Даже среди козырей нет стабильности. Тем не менее специалисты наблюдают некоторые любопытные тенденции, которые говорят о том, что рынок страховых услуг приобретает цивилизованные черты и уже меньше напоминает дикие джунгли.
- В течение двух последних лет Прииртышье активно покидают региональные страховые компании и еще более активно вторгаются федеральные. На место одной приходит десяток, - говорит председатель регионального общества защиты прав потребителей в сфере страхования Игорь Пушкарь. - Такое происходит не только в нашем регионе, но и у соседей. В этом нет ничего удивительного - надзор ужесточает требования к размеру уставного капитала страховых игроков. Идет укрупнение бизнеса. Предприятия, имеющие в кошельке несколько десятков миллионов рублей, становятся несостоятельными.
Активность компаний европейской части России понятна. Там рынок уже поделен и страховать, собственно, нечего. В Сибири и на Востоке продавцам полисов еще есть чем поживиться.
Сегодня на омский рынок начинают приходить и иностранцы. Пока они лишь принимают участие в капиталах крупных отечественных страховых компаний, однако не факт, что только этим ограничатся и не захотят самостоятельности. Это еще одно обстоятельство, которое заставляет местных страховщиков укрупняться. Новые участники с приличными финансовыми возможностями и отработанными технологиями создают серьезную конкуренцию. Тот, кто не соответствует высоким европейским стандартам, рано или поздно потерпит фиаско. Уже сейчас рынок очищается от псевдокомпаний. Этот процесс стимулирует активная и жесткая позиция государственных надзорных органов.
Кстати, с этого года закон обязал страховщиков уйти от универсальности. Теперь они должны сделать выбор - заниматься страхованием жизни или другими его видами. Страхование жизни, по мнению специалистов, это непаханая целина, на освоение которой претендуют иностранные компании, имеющие богатый опыт. В Омске пока этот вид почти не развит. Люди опасаются делать долгосрочные вклады и не видят выгоды.
По данным омской ГИБДД, за год количество машин на дорогах города выросло на 4 процента. По данным омских правозащитников, число обращений обиженных автомобилистов возросло на 30. Самой большой проблемой для владельцев железных коней остается "автогражданка". Страховщики далеко не всегда выполняют свои обязательства, и это не может не вызывать справедливых упреков покупателей полисов. Больше половины жалоб касаются задержки выплат, каждый четвертый потребитель автостраховых услуг полагает, что они существенно занижены. Каждому двадцатому вообще отказано в компенсации ущерба.
Впрочем, претензии водителей обоснованы далеко не всегда. Примерно четвертая их часть до сих пор не знает закона об ОСАГО, и правозащитникам приходится проводить с такими ходоками страховой ликбез.
Так или иначе, но недобросовестных продавцов полисов в Омске еще немало. Сегодня лицензию на право деятельности имеют порядка 170 компаний. У пятнадцати они уже отозваны, на очереди еще несколько.
Схема вторжения новых игроков на омский рынок достаточно проста. Компания-дебютант нанимает чужих агентов, предлагая повышенный гонорар на продажу полиса. Закон разрешает отдавать посреднику 10 процентов от стоимости страховки, однако новые игроки дают 15, 20 и 25. Агенты "клюют", новые полисы активно продаются. Впрочем, от агрессивной продажи мало кто выигрывает: основные фонды уходят на агентское вознаграждение, а на выплату возмещений омичам, попавшим в ДТП, остаются копейки. В результате - отзыв лицензии или преднамеренное банкротство. Сегодня в суде рассматривается очередное подобное дело.
Если сравнивать Омск с другими регионами, тем же Новосибирском и Барнаулом, то судебная практика в сфере "автогражданки" у нас уже неплохо отработана, и служители Фемиды легко справляются с подобными делами. Процент выигрышных достаточно высок. По словам Игоря Пушкаря, из двух десятков последних процессов омские правозащитники не проиграли ни одного. Сегодня только у него в судебном производстве находятся 10 дел. Одному потерпевшему несправедливо отказано в выплате за ДТП на территории рынка, другому - за неудачный маневр задним ходом.
Есть в этой сфере и собственные рекорды. Например, двухлетняя тяжба регионального общества защиты прав потребителей в сфере страхования с компанией "АльфаСтрахование", закончившаяся не только торжеством справедливости, но и самым крупным штрафом в России. Омич, у которого угнали дорогую иномарку, получил возмещение в сумме 2,6 миллиона рублей, а государственный бюджет - предусмотренный законом пятидесятипроцентный штраф. В итоге недобросовестный страховщик, не считая судебных издержек, раскошелился почти на четыре миллиона рублей.
Впрочем, помочь владельцам полисов "автогражданки" удается не всегда. Например, в выплате страховки отказано покупателям японских авто на Дальнем Востоке. Оформляя документы на машину, омичи покупают и полис. Однако, после того как авто попадает в аварию, оказывается, что он недействителен.
К омским правозащитникам уже поступило десяток таких заявлений. Проверка показала: договоры страхования, которые заключали омичи, расторгались
буквально на следующий день. Расчет мошенников был прост: подлог обнаружится не скоро, да и разбираться с ними за тридевять земель вряд ли кто поедет.
- Пострадавших гораздо больше, чем написано заявлений, - уверен Игорь Пушкарь. - Как правило, к правозащитникам обращаются единицы. Причем из тех, кто уже побывал в аварии. На самом же деле это верхушка айсберга от общего числа обманутых покупателей японских машин. Я связывался с коллегами в Новосибирске и Томске, там та же ситуация.
Специалисты РСА утверждают, что липовые полисы наводнили все Зауралье. Подобное происходит благодаря лазейке в законе об ОСАГО. Если бы при расторжении договора страховщики были обязаны изымать полис, мошенничество в этой сфере было бы невозможно в принципе. Возможно, ситуация изменится
1 марта, когда вступят в силу поправки к закону.
Так или иначе, но в ближайшее время защитники прав потребителей без работы не останутся. Машин становится больше, автомобилисты молодеют и все чаще предпочитают общепринятым правилам экстремальную езду. Получение прав пока не гарантирует качественной подготовки водителей. В результате в год на российских дорогах гибнет людей в три раза больше, чем на всей афганской войне.
Между тем
С начала года аварийность в Омской области снизилась на 30 процентов. Эту новость озвучили на заседании областной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. Специалисты связывают это с вступившими с 1 января в силу новыми законами, ужесточающими санкции за нарушения, а также солидными государственными дотациями, выделяемыми на ремонт дорог регионального масштаба.