27.02.2008 04:30
    Поделиться

    Владимир Мостовщиков: "Нынешняя избирательная кампания на Урале оказалась сложной"

    В Уральском региональном представительстве "Российской газеты" побывал председатель избирательной комиссии Свердловской области, полковник в запасе Владимир Мостовщиков.

    РГ: Владимир Дмитриевич, как вы оцениваете работу СМИ, в том числе Уральского представительства "РГ", в освещении избирательной кампании федерального, областного и муниципального уровней?

    Владимир Мостовщиков: На мой взгляд, журналисты мало пишут об этом. Наверное, и наша роль не очень активна. Не хватает материалов, анализирующих программы кандидатов. Подчеркну: не одного кандидата, а всех. Кстати, и закон не запрещает публиковать аналитические материалы подобного рода. Для чего это нужно? Многие участники избирательной кампании сознательно вводят граждан в заблуждение, пытаются манипулировать сознанием населения, создать ложное впечатление о себе и своих оппонентах. Это мы наблюдаем на выборах всех уровней. Да, с точки зрения закона, кандидат не несет ответственности за обещания, данные в ходе предвыборной борьбы, но люди-то оказываются под воздействием ложных представлений, голосуют за этих кандидатов или вообще не приходят на избирательные участки. По-моему, это не что иное, как искажение волеизъявления.

    РГ: Согласны, мало пишем о выборах, но действия журналистов ограничены требованиями законодательства. В тот период, когда информация о кандидате крайне актуальна, освещать события с его участием мы не можем: если публикация не оплачена из избирательного фонда кандидата, это будет незаконной агитацией за него.

    Мостовщиков: Есть достаточно вариантов, когда можно и события осветить, и кандидата показать, не нарушив закон. Думаю, что это пережитки становления системы выборов, от которых мы не можем пока отойти, и считаю, что закон о выборах надо конкретизировать с учетом реальной жизни. Я сторонник того, чтобы в рамках избирательной кампании не было никаких ограничений на информирование населения. Пресса, телевидение, радио должны информировать о том, что происходит. Идет политическая жизнь, и она не должна быть ничем ограничена. Вот некоторые юристы посчитали, что рассказ о детстве губернатора, который возглавил список кандидатов на выборах в областную Думу, создает положительный образ кандидата и поэтому не должен публиковаться. Почему информация о том, чего руководитель области добился в своей деятельности, должна находиться за рамками избирательной кампании и губернатор должен стартовать наравне с молодыми конкурентами? Ведь в жизни так не бывает.

    Скажем, в конкурсе на замещение вакантной должности участников оценивают по опыту и способностям. В политике тот же самый конкурс, и в законодательстве это должно быть учтено. Ограничительные "флажки" порой противоречат друг другу, но я уверен: законодатель постепенно устранит алогизмы.

    Запрещенный прием

    РГ: В ходе выборов депутатов Государственной Думы вы говорили, что агитационная кампания неинтересная, скучная. А какова она на выборах депутатов областного Законодательного собрания, глав администраций муниципальных образований?

    Мостовщиков: Нынешняя избирательная кампания сложная, потому что в обществе велико напряжение, связанное со сменой президента. Это напряжение распространяется на выборы в областную Думу, палату представителей, глав муниципальных образований. Политики соизмеряют свои взгляды с тем, что реализует президент. Это объективное обстоятельство, связанное со стремлением добиться единства в устремлениях государства.

    Если вернуться к информированности избирателей, то лучшие возможности для этого, естественно, у кандидатов на должность президента. Но не хватает анализа их программ.

    Говоря об областных выборах,   по-моему, некоторые партии, участвующие в этой избирательной кампании, выдохлись на выборах в Госдуму и не могут себя проявить. В иных партиях сильны внутренние разногласия. Наиболее напряженно идет избирательная кампания на местном уровне. И это понятно: здесь спор самый предметный, средств никто не жалеет. Например, некий претендент на пост мэра Екатеринбурга откупил все эфирное время на одном из самых популярных телеканалов. А это очень большие деньги.

    РГ: И никаких новых технологий, "изюминок", как это было в прежние времена?

    Мостовщиков: Есть попытки использовать необычные для нас технологии. Одна из партий изготовила десять тысяч роликов с выступлениями своего лидера и пыталась транслировать их. На федеральных каналах он вещает как кандидат на должность президента, на областном ТВ как представитель партии на выборах в облдуму и по каждому округу - в палату представителей, с этим же роликом - на всех муниципальных телеканалах, используя время, предоставляемое кандидатам на местных выборах. Мы остановили трансляцию, потому что это - нарушение закона: кандидат обязан оплатить изготовление ролика из средств своего фонда, а здесь все оплатила партия.

    Или еще такая новация. В Кировском избирательном округе реализуется идея объединить усилия всех кандидатов против одного. Казалось бы, мало что общего у кандидатов от ЛДПР и КПРФ, но они объединились и подали заявление в суд на своего оппонента.

    Один из претендентов на должность главы Екатеринбурга пытается использовать авторитет президента, точнее, некую мифическую связь с ним, и таким образом решил сформировать к себе определенное отношение. Или технология "двойников", почти забытая, ее пытаются реанимировать в некоторых избирательных округах. Мы оцениваем эту кампанию с точки зрения общего содержания и отдельных приемов как попытку найти нечто новое, и думаю, что эти приемы будут развиваться.

    Анализ формализма

    РГ: Какие нарушения закона уже зафиксировали избиркомы?

    Мостовщиков: В некоторых агитматериалах формируется негативное отношение к определенным группам людей, например чиновников. Спора нет, среди них есть казнокрады и взяточники, но такие есть и среди медиков, и преподавателей, среди любой категории служащих. Однако об этом кандидаты не говорят - только о чиновниках. Это - уголовно наказуемое деяние, и такого рода материалы мы направляем в прокуратуру с указанием, что здесь содержатся признаки разжигания социальной розни, вражды, экстремизма. Или провокационный, считаю, призыв поддержать русский народ, прозвучавший из уст одного из кандидатов в президенты. Запретить такую агитацию мы не можем, нет полномочий. Получается, с одной стороны, избирательное законодательство строгое, а с другой стороны, когда надо защитить общество от распространения провокационных лозунгов, никто не спешит вмешаться.

    РГ: В каких еще случаях не работает закон?

    Мостовщиков: Недавно в одном из поселков от имени общества инвалидов раздали 34 продуктовых набора: коробка конфет и две пачки печенья. Продукты, кстати сказать, просроченные. Пакеты с названием фонда кандидата в облдуму изготовлены на средства его избирательного фонда как печатный агитматериал, а внутри подарки от общества инвалидов. Начинаем разбираться. Представитель кандидата заявляет: мол, мы сообщали в избирком, что у нас украли часть пакетов. Но всем известно, что общество инвалидов - давний союзник этого кандидата. С точки зрения закона - это подкуп избирателей. Но привлечь кандидата к ответственности нельзя, потому что нет свидетельств его причастности к этой акции. Его команда знает, как обойти закон.

    А воздействие этого человека на инвалидов и пенсионеров велико. Как признался мне один из жителей на прошлых выборах: "Все только обещают, а этот хоть банку сгущенки дал". За банку сгущенки можно купить голоса избирателей и войти во власть. Вот почему я утверждаю: нужен критический анализ программ и действий всех участников избирательной гонки, без предвзятости, объективно. И еще: если мы во главу угла не поставим задачу развития человека, в самом широком смысле слова, чтобы он представлял собой не винтик в общем механизме, а осознавал себя человеком, то задачу построения многопартийного общества не решим никогда.

    РГ: Судьи отменили решение о регистрации двух кандидатов в депутаты Законодательного собрания. Установлено, что подписные листы оформлены с нарушениями закона: нет сведений о сборщиках подписей. Тем не менее, этих кандидатов зарегистрировали. Почему в избирательных комиссиях сразу не увидели нарушений? Не будет ли новых неожиданностей?

    Мостовщиков: В обоих случаях поводом для такого решения суда было то, что в адресах прописки сборщиков подписей в поддержку кандидатов в депутаты не было наименования субъекта Федерации. То есть написано "город Екатеринбург" без указания "Свердловская область". Закон о выборах требует указывать в подписных листах адрес прописки, отмеченный в паспорте, но в документах екатеринбуржцев значится только название города. А суды руководствуются указанием МВД, которым установлен новый вид штампа в паспорте - с указанием области, на территории которой находится населенный пункт. Эта формальность стала основанием для того, чтобы подписной лист признать недействительным. Мы считаем, что если появляются сомнения, то их надо трактовать в пользу кандидата. Одно дело, когда проявляется желание нарушить закон, но здесь признаков такого желания нет, и угрозы для института выборов это не представляет. Глубокий анализ формальных ошибок, допущенных в ходе выборов, мы сделаем после окончания кампании, но я сейчас не вижу оснований жестко критиковать за это кого-то из членов избирательных комиссий. Однако перестроиться с учетом позиции судебной власти нам придется.

    Богатые не голосуют

    РГ: Насколько, по-вашему, повлияли на ход выборов отмена порога явки, графы "против всех", голосование по партийным спискам?

    Мостовщиков: Никак не повлияли. У нас норма явки на местных выборах была отменена в 2003 году. И явка осталась на уровне 50 процентов. То же самое можно сказать в отношении графы "против всех".

    Влияет на явку то, как живут люди. Если народ видит, что власть им интересуется и пытается решить его проблемы, он поддержит эту власть на выборах. А если наблюдает обратное, с какой стати он пойдет голосовать? Хотя, с моей точки зрения, надо дифференцировать решение этого вопроса. На федеральных выборах больше двух процентов против всех никогда не голосовали, потому что кандидаты и партии известны и закрывают спектр интересов основных слоев и групп. А на региональном уровне может оказаться, что среди кандидатов нет того, кто представляет интерес для определенных социальных слоев. Как проявить свою волю этим людям? Поэтому я считаю: на местном и региональном уровне графа "против всех" должна быть.

    РГ: Правда ли, что состоятельные люди на выборы не ходят? Это утверждение имеет под собой основание?

    Мостовщиков: В какой-то степени да. Эта категория людей проявляет себя в общественной жизни только тогда, когда видит реальную опасность своему существованию или предпосылки нежелательного развития событий. Тогда они идут на выборы. Это общемировая практика: состоятельные люди не участвуют в политической жизни. Возьмите ту же Америку. Там участие граждан в президентских выборах составляет не более 40 процентов. Остальных все устраивает, им без разницы, кто будет президентом - демократ или республиканец.

    РГ: Как, по-вашему, проголосуют уральцы в этот раз? Чем может удивить Екатеринбург, который на выборах депутатов Госдумы показал неожиданные результаты и по явке, и по распределению политических симпатий среди избирателей?

    Мостовщиков: Думаю, по области явка будет в пределах 60-65 процентов. В Екатеринбурге придет больше избирателей, чем на выборах в Госдуму. На это сыграют обращения президента к народу, которые, как я предполагаю, будут сделаны в ближайшие дни. На мой взгляд, они необходимы, потому что обращений с просьбой обязательно прийти на избирательные участки, не доставало в предыдущую президентскую кампанию и недостает сейчас. У нас население образованное, требует к себе уважительного отношения. Поэтому нужен посыл, просьба, обращенная к каждому жителю, и тогда люди с желанием пойдут голосовать.

    Поделиться