Кирилл Разлогов: американцы не захотели делать выбор между Михалковым и Вайдой

На этой неделе состоялась 80-я по счету, юбилейная церемония вручения наград американской киноакадемии "Оскар".

Чем она запомнилась - только ли проливным дождем накануне, хлюпающими пылесосами на ковровой дорожке и обилием красных платьев на мировых кинодивах?

Традиционно к "Оскару" было приковано внимание всего мира. У нас церемонию показывали по Первому каналу дважды: в четыре часа утра - была непосредственно прямая трансляция события, и ее повтор - на следующий день в 23.00.

Ожидания наших зрителей - увы - не оправдались. Все три картины-номинанта ("12", "Моя любовь" и представленный от Казахстана фильм российского режиссера "Монгол") "Оскара" не получили. Не пришлось Никите Михалкову поднимать на вытянутых руках повзрослевшую дочь Надю, как он обещал (в 1994 году при получении "Оскара" за фильм "Утомленные солнцем" он поднял малышку Надю одной рукой). Не помог, к сожалению, Александру Петрову не взятый напрокат, а специально сшитый по мерке смокинг. Не приехал Сергей Бодров-старший гордым, как герой его фильма Чингисхан.

Кирилл Разлогов,

кинокритик, член президиума Национальной академии

кинематографических искусств и наук:

- Почему россияне не получили "Оскара"? Потому что карта не так легла. То, что были три наших номинанта, - это уже огромный успех российского кино. А в каждом конкретном случае свои причины. По "Лучшему фильму на иностранном языке" Вайда столкнулся с Михалковым. А выиграл фильм аутсайдер "Фальшивомонетчики", чтоб никого из них не обижать. У Петрова аналогичная картина, сделанная в той же стилистике, в том же жанре, получала премию 2 года назад. Но "Петя и Волк" "Оскара" получил, так что наш Прокофьев профигурировал (как и Михаил Горбачев, записавший вступление к сказке на английском языке).

Номинация на "Оскар" - чрезвычайно престижная позиция, которая пишется звездами в биографии. Называются пять лучших картин года из шести тысяч, которые делаются в мире. Поэтому говорить, что кто-то чего-то не понял, когда картина проиграла в одном из пяти, - это только у нас в стране такие игры разыгрываются. Говорить, что какая-то картина недооценена, хотя она попала в номинацию "Оскара", - это все равно что сказать, что трижды чемпион мира хуже, чем пятикратный чемпион.

Российская газета: А разговоры о том, что американцы не понимают российское кино, - беспочвенны?

Разлогов: Американцы, конечно, не понимают российское кино. Как и русские не понимают американское. И русские не понимают русское кино. И большинство российских граждан не понимают роман Толстого "Война и мир"... Здесь взгляд на произведение, а не на культуру и не на конъюнктуру. Потому что, если бы была антироссийская конъюнктура, то "Оскар" дали бы "Катыни" Анджея Вайды. Ведь картина воспринимается как антироссийская.

Вайда не получил премию, потому что он уже получал "Оскара". И то, что они столкнулись с Михалковым... На мой взгляд, не хотели выбирать между великими режиссерами, кто лучше. Фильм "Фальшивомонетчики" понравился американцам, потому что это жанровая картина. В ней есть элементы исторического действия, приключенческого кино, детектива и гротеска.

РГ: Согласно цифрам рейтингов, интерес к "Оскару" падает...

Разлогов: Все равно она остается главной кинематографической премией мира, хотим мы этого или нет. Что касается цифр...Мы, например, сидели в Ханты-Мансийске (на фестивале "Дух огня". - Прим. С.А.), хотели посмотреть, а церемонию нам по Орбите не показали. Так что, когда считается аудитория, может, кто-то и не имел возможности посмотреть...

Может быть, есть общее падение интереса к такого рода церемониям. Она большая, длинная, скучная временами. В некоторых странах и регионах идет в не очень удобное время. Но раз поднимается вопрос, мол, нам не дали, значит, интерес должен падать... Это все равно что когда дали премию картине Иржи Менцеля "Поезда под особым наблюдением", у нас писали "в неверном свете Оскаров", а когда его получила "Война и мир" Бондарчука - "самая великая премия мира"...

победители

"Старикам тут не место" (No Country for Old Men) - триумфатор юбилейной оскаровской церемонии. Картина получила четыре награды и стала "Лучшим фильмом". Кроме того, режиссеры, доселе считавшиеся в киномире маргиналами, - братья Коэны, получили приз за режиссуру, за лучший адаптированный сценарий и продюсирование.

"Нефть" (There Will Be Blood) - экранизация романа Эптона Синклера, рассказывает о жизни нефте промышленника Дэниела Плейнвью, которого блестяще играет Дэниэл Дэй-Льюис. Режиссер и сценарист Пол Томас Андерсон привлек к работе над фильмом прекрасного оператора, ранее работавшего с ним над картиной "Магнолия" Роберта Элсвита, что и обеспечило картине "Оскара" за лучшую операторскую работу. Кроме того, исполнитель главной роли Дэниэл Дэй-Льюис получил высшую награду американской киноакадемии "За лучшую мужскую роль".

Марион Котийяр, фильм "Жизнь в розовом цвете" (La Vie En Rose). Актрису, получившую "Оскар" за лучшую женскую роль, называют главным открытием прошедшего киносезона. Чтобы получить роль Эдит Пиаф, Котийяр, запомнившаяся российскому зрителю по роли очаровательной подружки лихого таксиста из киносериала "Такси", прошла кастинг, в котором участвовали несколько сотен актрис.

Уже после выхода фильма многие зрители сомневались, что задорная девчонка Марион Котийяр сумеет стать настоящей Эдит Пиаф - грубоватой и заносчивой. Кроме того, актрисе предстояло прожить на экране 30 лет из жизни великой певицы и пройти путь от робкой дебютантки на эстрадных подмостках до уставшей от славы и внимания звезды. Американские кинокорифеи старания молодой актрисы оценили по достоинству.

Пожалуй, самым бесспорным и однозначным победителем церемонии "Оскар" стал мультфильм "Рататуй" ("Лучший полнометражный анимационный фильм"). С фанатизмом достойным "Оскара" художники студии Pixar проработали каждую мелочь, попавшую в кадр, что позволило миллионам зрителей поверить: хотя перед ними и мультфильм, все происходящее - реально.

мнения

Вот что написали в Интернете про американского "Оскара-2008" российские блоггеры.

Hettite

"Оскароносная" церемония не принесла ничего нового. На самом деле ее итог можно было прогнозировать: в конце концов фильмы снимаются для американцев, а не для прочего мира. Честно говоря, я переживала за "Катынь". Вайда для меня культовый режиссер, картины которого открыли мне другой мир и другое понимание истории.

Street rock

Те, за кого я болела, к сожалению, пролетели. Но больше всего было обидно за Джонни Деппа, который снова остался за бортом. Может, когда-нибудь мой братик тоже поедет на "Оскар"... Он ведь учится на кинооператора, так что это вполне реально. И меня возьмет с собой.

Lovigin

Получается,что церемония "Оскара", как сценарий собственной жизни и ее вечное противостояние: "Моей любви" с "Петей и Волком". И что-то уже очень давно "моя любовь" не побеждала...