29.02.2008 04:31
    Поделиться

    Столичные эксперты предложили разделить Алтайский край на три части

    Столичные проектировщики предложили разделить край на три части

    Представленная московскими разработчиками программа развития территорий Алтайского края вызвала неоднозначную реакцию региональных чиновников. Корреспондент "РГ" стал одним из тех, кто узнал о программе в деталях.

    Как 2,5-миллионному населению края жить ближайшие 17 лет - уже известно. Стратегия социально-экономического развития региона до 2025 года уже разработана и даже презентована, но еще не утверждена. То, как должны развиваться наши села, районы и города, определяет "Схема территориального планирования Алтайского края".

    Презентация Схемы состоялась в администрации края. Документ губернатору края и его команде представили разработчики - столичный институт ЦНИИП градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН).

    В идеале жить по Схеме означает не просто развитие той или иной территории, но развитие гармоничное да еще с учетом изменяющихся реалий. То есть то, чего нашим селам - и многим городам - настолько не хватает, что прямо беда. Во многом поэтому люди покидают родные деревни, особенно молодежь. 300 сел на Алтае сжались до размеров хутора, в них проживают несколько семей, преимущественно старики, и никакого, пусть даже самого простого сельскохозяйственного производства.

    Презентацию проводил замдиректора института Марк Вильнер. Он начал с того, что посетовал на ограниченность времени для работы над столь важным документом. Всего три месяца. Цейтнот, видимо, повлиял на принцип работы: институт запросил в нескольких десятках ведомств и управлений Алтайского края всю интересующую их информацию, обработал ее, благо опыт накоплен серьезный - все-таки больше сотни региональных схем разработали еще с советских времен. "Но тогда я очень хорошо знал регионы, которыми занимался. Теперь такой возможности нет, мы вынуждены работать вместе с местными специалистами, соединяя ваши знания территории с нашим знанием закономерностей их развития", - пояснил Вильнер. Он также предупредил руководство края о последствиях, которые наступят, если край, отдельные его территории не прислушаются к рекомендациям разработчиков.

    - Развитие края должно идти на инновационной основе, - подчеркнули москвичи. - Другого варианта решения проблем у вас нет…

    Что имели в виду разработчики?

    Прежде всего нужно создать предпосылки для развития, иначе города и села, в лучшем случае, будут топтаться на месте. Разработчики напомнили: цели, записанные в Стратегии, - дело важное, но надо, во-первых, соизмерять их с реальными возможностями территорий, а во-вторых, преследуя цель, не навредить территории.

    На презентации возник вопрос укрупнения районов. Говорят на эту тему в крае давно. Мол, 60 районов очень много, в некоторых проживает всего несколько тысяч человек. И, по крайней мере, можно было бы объединить "одноименные" муниципальные образования. Например, Змеиногорск и Змеиногорский район, Камень-на-Оби и Каменский район. Разработчики к идее отнеслись достаточно прохладно. Но свои лекала для кройки Алтайского края они все же предложили. Идея такая: создать крупные планировочные районы с центрами в Барнауле, Бийске и Рубцовске. Эти города обладают всей необходимой инфраструктурой для управления развитием своего "планировочного района". По сути, предлагается вариант не с одним, а с тремя административными центрами. Такой подход, по словам Марка Вильнера, продиктован тем, что "центры муниципальных районов практически не удовлетворяют и довольно долго не смогут выполнять требования законодательства о местном самоуправлении. У них нет ни кадров, ни средств, чтобы создать ту инфраструктуру, которая необходима для решения проблем территории". Фактически разработчики предлагают нам идти по пути Европы - максимальной концентрации развития инфраструктуры.

    В целом презентация получилась не такой, как ожидали краевые чиновники. Ряд предложений их просто шокировал. Например, столичные проектировщики раскритиковали туристско-рекреационную зону "Бирюзовая Катунь", попытались напугать последствиями от сближения туристической и игровой зон, не в восторге оказались от намерений краевой администрации реконструировать бийский аэропорт.

    Марк Вильнер подтвердил, что особая экономическая зона "Бирюзовая Катунь" имеет все шансы стать одним из мировых центров туризма. Но высказал большую озабоченность, удастся ли сохранить природную среду: "Территория "Бирюзовой Катуни" уже сейчас находится на грани истощения. Через десять лет можно потерять тот природный рекреационный и историко-культурный ресурс, которым край собирается привлечь туристов". В соседней Республике Алтай, кстати, по оценкам проектировщиков, ситуация с их ОЭЗ тоже не лучше. Ученые предлагают задуматься, а так ли уж необходима им строящаяся в республике ГЭС.

    Особое опасение было высказано по поводу того, что неподалеку от курортной зоны в будущем возможна разработка месторождения урана и других полезных ископаемых. И если это произойдет, важно жестко соблюдать технологию добычи.

    Планы по укрупнению бийского аэропорта проектировщики раскритиковали потому, что, на их взгляд, город и без того экологически неблагополучен. А если еще прибавится аэропорт с предполагаемым миллионом авиапассажиров ежегодно, огромным количеством авиарейсов - это мощная дополнительная нагрузка на экологию. Более рациональным разработчикам представляется строительство аэропорта в Смоленском или Алтайском районах, поближе к туристической и игорной зонам. А сами зоны не нужно сближать, так как есть опасность осложнения криминогенной ситуации.

    Комментарий

    Александр Карлин, губернатор Алтайского края:

    - Судя по выступлению, разработчикам "Схемы территориального планирования Алтайского края" не передавали концепции туристической и игорной зон. Отсюда, видимо, определенное недопонимание. ОЭЗ - это категория скорее правовая, чем технологическая. Это место регистрации резидентов. А осуществлять деятельность по оказанию туристических услуг эти организации будут на всей территории края, они уже так делают. Если завтра в ОЭЗ будет зарегистрирована тысяча резидентов, это не значит, что на территории "Бирюзовой Катуни" будут работать тысяча хозяйствующих субъектов. Да и территория ОЭЗ - одна из самых больших в стране. И первое, с чего мы там начинаем, - это строительство очистных сооружений. Мы прекрасно понимаем, что если растратим туристско-рекреационный потенциал, то на чем же мы будем работать? А развивать туризм мы собираемся не одно десятилетие.

    Что касается игорной зоны, то, получается, мы мыслим стереотипами. Я был в Монте-Карло - выстрелов не слышно, чистота, порядок. Миллионеров больше, чем прохожих в Барнауле... Игорная зона - это инструмент очищения бизнеса от криминального компонента, а не его концентрации.

    P.S.

    Столичные ученые предложили создать Центр Сибири - агломерацию, в которую войдут Барнаул, Новосибирск, Томск, Кемерово. Именно здесь сосредоточен интеллектуальный и трудовой потенциал Сибири. По значимости он, по оценкам авторов идеи, станет вторым после Москвы. Каждый из четырех мегаполисов явится "локомотивом" в своем направлении. Барнаул как столица сельскохозяйственного региона, естественно, в развитии агропромышленного комплекса. Соответственно, каждый из городов Центра Сибири станет ядром профильного кластера. Алтайский край - агропромышленного, фармацевтического и туристического кластеров. Кемерово - горнопромышленного, ядерная энергетика будет комплексно развиваться в Новосибирске.

    Поделиться