04.03.2008 04:32
    Поделиться

    В Ростовской области были выявлены факты необоснованного завышения тарифов на услуги ЖКХ

    Чаще всего завышенные тарифы вводят организации водоканала

    Сразу в нескольких городах и районах Ростовской области были выявлены факты необоснованного завышения тарифов. Чаще всего ошибаются в свою пользу предприятия ЖКХ.

    Тарифы на услуги ЖКХ - одна из самых болевых точек для населения, которое тяжело переживает каждое неминуемое повышение цен. Тем более в этой сфере нельзя допускать перекосов. Однако уже в этом году, после значительного повышения цен, нарушения в порядке ценообразования и применения тарифов на коммунальные услуги обнаружены региональной тарифной службой в двух городах области. В прошлом году таких нарушений было больше: в семи городах и районах - в Батайске, Волгодонске, Шахтах, а также Азовском, Зимовниковском, Родионово-Несветайском и Усть-Донецком районах.

    В Батайске директор муниципального предприятия "Жилкомсервис" оштрафован на пять тысяч рублей за нарушение в применении тарифов на тепловую энергию. Его обязали сделать перерасчет населению за переплаченные услуги за отопление на 17,2 тысячи рублей. Подобная попытка "нагреть" население выявлена и в Усть-Донецком районе - оштрафовано предприятие "Жилкомсервис" на 40 тысяч рублей и его директор.

    В этом году тарифная служба обязала мэрию города Гуково вернуть жителям неправомерно уплаченные деньги за услуги центрального отопления.

    - В городе Гуково население оплачивает не сто процентов экономически обоснованной платы, а 94,16 процента. Остальное компенсирует бюджет, - рассказал специалист-эксперт отдела регулирования тарифов ТЭК региональной тарифной службы Владимир Победенный. - Но февральское постановление мэра изменило порядок оплаты. Согласно ему, те, у кого жилая площадь не больше социальной нормы, оплачивают 94,16 процента экономически обоснованного тарифа, то есть 17 рублей 90 копеек за квадратный метр, а у кого жилая площадь больше социальной нормы, те оплачивают все сто процентов.

    Такая система оплаты жилищно-коммунальных услуг, и

    в первую очередь услуг централизованного отопления, нарушает действующее законодательство, Жилищный кодекс. По результатам проверки в отношении должностного лица администрации Гуково составлен протокол об административном правонарушении. Он оштрафован на четыре тысячи рублей, а жителям Гуково будет произведен перерасчет по оплате за отопление.

    Есть нарушения по применению тарифов на теплоснабжение, электроэнергию. В этом году по представлению прокурора Белокалитвинского района проверяли филиал Донэнергосбыта. Было выявлено нарушение: за электроэнергию, потребленную в декабре, брали оплату по январскому, повышенному тарифу. В Белой Калитве население переплатило 49,8 тысячи рублей. В Родионово-Несветайском участке Энергосбыта Ростовэнерго были установлены нарушения при расчете с населением, был взыскан штраф в размере 40 тысяч рублей. Но такие случаи единичны. И даже не всегда нарушение бывает в "пользу" предприятия. В прошлом году было несколько случаев, когда транспортное предприятие, занимающееся междугородними перевозками, даже занижало тарифы.

    Как рассказал руководитель региональной службы по тарифам Вадим Павлов, основными нарушителями по применению тарифов оказываются предприятия водоканала. Если цены на остальные коммунальные услуги - отопление, газ, электроэнергию - полностью регулируются тарифной службой, а значит, подконтрольны, то по водоснабжению и водоотведению ситуация сложнее.

    - Всего в области 230 организаций, которые оказывают услуги по водоснабжению и водоотведению. Но только 24 из них регулируются нашей службой: те, которые обслуживают несколько муниципальных образований и при этом их доля на рынке услуг в муниципальном образовании менее 80 процентов. Если же водоканал один на территории муниципалитета, то его регулирует сам орган муниципального образования. Таким образом, например, тарифы на услуги водоканалов Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Таганрога, Волгодонска, Гуково регулируют соответственно мэрии этих городов.

    Нередко руководитель водоснабжающей организации вводит своим приказом тариф и собирает деньги с потребителя, минуя этап утверждения этого тарифа в регулирующем органе. Квалификация сотрудников органов местного самоуправления, к сожалению, пока не позволяет в достаточной степени обеспечить прозрачность и, главное, контроль за принимаемыми собственными решениями, считают в региональной службе по тарифам.

    - В итоге происходят парадоксальные ситуации, - признает Павлов. - Например, администрация Азовского района попросила нас наказать водоканал, который она, собственно, и регулирует. Был составлен протокол об административном правонарушении, но полномочий наказать виновника у администрации нет. Штраф и предписание о возврате незаконно полученных денег выписывала уже тарифная служба. Особенно болезненно происходит этот процесс в сельских поселениях. Пока здесь недостаточно квалифицированных специалистов в сфере ценообразования, мы рекомендуем передать полномочия по регулированию тарифов на воду на уровень районов. Подавляющее большинство муниципалитетов воспользовались этой возможностью. Но есть район, где и районные власти не хотят эти полномочия на себя брать, а поселковые - отдавать.

    В конце концов от неквалифицированных решений страдает потребитель, да и само предприятие тоже.

    Повлияло ли повышение тарифов на количество жалоб? Февраль - обычно всплеск, когда люди получили новые счета-квитанции и начали писать жалобы. Однако в этом году количество жалоб стало меньше. Возможно, сыграла роль разъяснительная работа. В качестве эксперимента на сайте региональной службы по тарифам уже в этом месяце появятся сметы всех теплоснабжающих организаций области, которые регулирует служба, и каждый потребитель сможет посмотреть, что конкретно заложено в тариф: сколько денег идет на топливо, сколько на зарплату, сколько на ремонт.

    Поделиться