04.03.2008 04:12
    Поделиться

    Новосибирские чиновники засекретили очередь на бесплатное жилье

    Уникальную гражданскую инициативу пытаются реализовать инвалиды в Новосибирске - речь идет о народном контроле за предоставлением льготного жилья.

    Простояв в льготной очереди на получение жилья 16 (!) лет, сестры-близнецы Добровольские решили проверить, как вообще движется эта самая "первоочередная" очередь. Уже три года они требуют, чтобы чиновники дали им списки: кто получил квартиру от государства с того момента, как сестры встали на учет, то есть с декабря 1991-го. Списков не увидели до сих пор. "Поражает, что их может не быть в принципе", - говорит 48-летняя Татьяна Добровольская. Кстати, ей квартира от государства положена сразу по двум причинам: во-первых, она инвалид детства; во-вторых, мать-одиночка.

    Хочу все знать

    "Прошу ознакомить меня, как очередника, стоящего в льготной очереди (инвалидов и матерей-одиночек), со списком граждан, которые выбыли из этих очередей с декабря 1991 по май 2005-го в связи с предоставлением им квартир. В частности, меня интересует, сколько квартир, какой площади, кому (фамилия, имя, отчество, номер очереди), когда и где (адрес) были предоставлены очередникам за обозначенный срок". Чтобы обратиться к властям с подобной петицией, сестрам пришлось многое изменить, и прежде всего в собственном отношении к жизни. Требовать - это не так-то просто, особенно если ты с детства привык терпеть боль и ни от кого не ждать помощи.

    Татьяна и Галина Добровольские заболели полиартритом в три с половиной года, и с тех пор на инвалидности. Несмотря на это, сестры получили высшее образование, закончив НЭТИ, и даже около пятнадцати лет работали на одном из оборонных предприятий. Там им тоже обещали квартиры как молодым специалистам. Однако надежды получить их рухнули вместе с прежним государством. В 1991 году сестры встали в очередь на квартиры уже в администрации Кировского района Новосибирска. Причем в списки чиновников попала лишь Татьяна - как мать-одиночка и инвалид в одном, как говорится, лице. С большим трудом добились, чтобы власти "разглядели" и Галину, "научившись" различать близнецов и их потребности, - на это ушло два года. Все это время в крошечной однокомнатной квартире на Северо-Чемском жилмассиве ютились четверо: Татьяна с дочкой, Галина и их мама. За пожилой женщиной, которая в последнее время не вставала, приходилось ухаживать самим инвалидам с искалеченными болезнью руками - поселить еще кого-то из родственников в однокомнатную было невозможно. Здесь же, в этой же комнате, росла девочка Настя, которой скоро исполнится 17, - она ровесник ожидания новой жилплощади. Мама близнецов - труженик тыла, мать-героиня, родившая и воспитавшая 12 детей, до последнего надеялась на помощь государства, справедливо полагая, что заслужила это. Так и не дождалась - умерла в 2006 году, в возрасте 90 лет. "Хлопотать" (это собственное выражение сестер, интеллигентность которых проявляется в каждом сказанном ими слове) о квартире Добровольские начали за два года до ее смерти, в 2004-м. И первым делом начали просить у властей не квартиру. А информацию о том, как продвигается очередь. Сестры хотят открытости в отношениях с властью.

    - Мы не хотим обойти тех, кто стоит впереди нас, - говорит Галина. - Мы хотим разобраться в ситуации и восстановить справедливость, если она нарушена. По-моему, в прозрачности очередей заинтересованы все, кроме тех, кто собирается обойти закон или уже его обошел. Ведь мы имеем право знать, как движется наша очередь, как вы считаете?

    "Бумажное" право

    Добровольские действительно имеют право знать - оно им предоставлено Конституцией и федеральным законом "Об информации, информатизации и защите информации". Но вот с реализацией этого права не все так просто.

    Вместо пресловутых списков сестрам за эти годы дали несколько самых разных вариантов ответа, почему их нельзя получить. Прежде всего, в райадминистрации заявили, что даже текущие данные об очередниках (а тем более - об их продвижении!) вывешивать на стены "коридоров власти", как того требует закон, они не обязаны. Затем напомнили о праве людей на частную жизнь, в которую сестры якобы вторгаются. Очень удобная, кстати, позиция. Кто получил квартиры за эти 16 лет? Да кто бы ни получил - это тайна их личной жизни, и все тут!.. Борьба за информацию развернулась нешуточная - сестры дошли даже до Генеральной прокуратуры, обратившись к Юрию Чайке. Одновременно с ними в другом районе города - Заельцовском - того же самого добивается Ирина Белогородская, тоже инвалид детства. Она ждет квартиры еще дольше - более 22 лет. Их усилия объединила инвалид третьей группы Людмила Егорова - она представляет интересы своих подопечных в разных структурах. Собственно, это ее идея - требовать данных о движении очереди. "Я уверена, что за эти годы не обошлось без нарушений, - считает Егорова. - Иначе почему от нас скрывают эти сведения?.."

    Результатом трехлетней переписки с властями стали следующие "достижения": в 2006 году прокуратура Новосибирской области внесла представление мэру Новосибирска. Требования прокуратуры - привлечь главу администрации Кировского района к дисциплинарной ответственности и ознакомить заявителей со списками граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также с информацией о предоставлении жилплощади. Однако вместо главы администрации к ответственности привлекли начальника жилищного отдела. И ответов на вопросы, которые мы привели выше, Добровольские так и не получили.

    - Мы видели в районной администрации только списки общей очереди, в которых напротив нашей фамилии номер льготной очереди не стоит, - говорят сестры. - На наш вопрос сотрудник жилищного отдела предложила не обращать на эти списки внимания, а номера своих очередей посмотреть в своей выписке. По-видимому, списки вывесили формально, таким образом "отреагировав" на предписание прокуратуры. Остается предположить, что в данный момент никто не желает брать на себя ответственность в подготовке официальных списков оставшихся очередников, не говоря уже о том, чтобы подробно отчитаться о продвижении очереди за определенный - вполне конкретный! - промежуток времени.

    Сколько квартир, какой площади, в каких домах и кому были предоставлены в Кировском районе за 16 лет, а в Заельцовском - за 22 года, неизвестно до сих пор. Самую исчерпывающую информацию дал комитет по жилищным вопросам мэрии Новосибирска в декабре прошлого года: "За 2006 год инвалидам I, II группы жилые помещения администрацией Заельцовского района не предоставлялись, администрацией Кировского района предоставлено два жилых помещения". Видимо, это максимальная прозрачность, которую способна приобрести власть.

    Списки - списками, а метры - метрами

    Сейчас сестры Добровольские требуют, чтобы прокуратура вышла в суд с иском о защите их жилищных прав. После 16 лет безропотного ожидания они не хотят судиться с чиновниками сами, они хотят, чтобы их защищало государство. "Так как по состоянию здоровья мы не в состоянии отстаивать свои права в суде, то согласно пункту 1 статьи 45 ГПК РФ просим вас защитить наши права - обратиться в суд с иском к администрации Кировского района (мэрии) о предоставлении нам квартиры. Прокуратура Кировского района не в состоянии этого сделать и фактически отказалась разбираться в сути нашего дела", - написали Добровольские прокурору города в январе 2008 года.

    Ответа из городской прокуратуры пока нет. Правда, как показал опыт Ирины Белогородской, даже внимание "ока государева" к делу инвалида отнюдь не является гарантией успеха. Прокуратура Заельцовского района, в отличие от прокуратуры Кировского, иск в защиту прав Ирины в суд направила. Но он оставлен без движения - по мнению суда, "истцом не представлены доказательства невозможности Белогородской самой обратиться в суд". Вот такой, стало быть, порядок. Инвалид сначала должен полжизни ждать. Потом поинтересоваться: а как там дела с очередью? И, так и не получив ответа, самостоятельно высуживать положенную ему по закону квартиру, тратя на это остатки здоровья и мизерную инвалидную пенсию.

    Видимо, судебное разбирательство - единственный способ добиться решения "квартирного вопроса". При этом из ответов чиновников видно: за год районная администрация готова предоставить нуждающимся от силы две квартиры. Последняя информация, которые получили сестры Добровольские, - о том, что они имеют право на приобретение жилья за счет субвенций из федерального бюджета и включены в областные списки соответствующих очередников. Средства федерального бюджета в виде субвенций поступают для реализации двух федеральных законов - "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Поступающие в Новосибирскую область субвенции распределяются по муниципальным образованиям районов и городов области в соответствии с очередностью граждан в сводном списке. Жилые помещения приобретаются в муниципальную собственность и предоставляются гражданам по договорам социального найма.

    Может быть, этот вариант окажется для сестер более "жизненным", а не "бумажным"? Сомнительно. Как пояснил "РГ" Владимир Анисимов, заместитель губернатора Новосибирской области, руководитель департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства, на первое января 2008 года в сводном списке по Новосибирской области состоят 2 679 ветеранов и инвалидов войн, а также инвалидов по заболеваниям. А за два прошлых года по этой программе улучшили жилищные условия 53 человека.

    - В 2006 году из федерального бюджета в Новосибирскую область поступило 22 миллиона 362 тысячи рублей, в 2007 году - 72 миллиона 106 тысяч, - сообщил Владимир Анисимов. - Размер субвенции в соответствии с вышеуказанными законами для ветеранов и инвалидов составил в 2007 году 412,2 тысячи рублей. Необходимо знать, что средства для обеспечения жильем членов семей граждан федеральными законами не предусмотрены. За 2006-2007 годы за счет средств федерального бюджета улучшены жилищные условия 53 граждан данной категории. В 2008 году планируется получение из федерального бюджета 72 миллионов 435 тысяч рублей. Необходимо отметить, что в целях обеспечения жильем социально незащищенных категорий граждан, в том числе ветеранов и инвалидов, губернатором области принято решение об увеличении с 2008 года строительства социальных жилых домов на территории Новосибирской области.

    Кроме того, как пояснил Владимир Анисимов (хотя "РГ" и вопроса-то такого не задавала), администрацией Новосибирской области ежегодно выделяются средства областного бюджета для строительства домов ветеранов и инвалидов. "В течение 2007 года на территории области велось строительство 13 домов ветеранов и четырех интернатов, из них по итогам 2007 года введены в эксплуатацию восемь домов ветеранов на 250 квартир и три дома-интерната на 72 места. В 2008 году ведется строительство восьми домов для ветеранов и инвалидов. В бюджете области на эти цели предусмотрено более 418 миллионов рублей", - сказал замгубернатора. Следует ли это понимать в том смысле, что инвалидов будут массово селить в "казенные дома", решайте сами.

    Поделиться