04.03.2008 04:23
    Поделиться

    Разрыв между доходами сибиряков продолжает увеличиваться

    По данным статистических служб доходы сибиряков по итогам прошлого года существенно выросли и продолжают расти в новом году. Растет и инфляция. Как это сказывается на уровне жизни сибиряков, попытались разобраться корреспонденты "Российской газеты".

    Взлет на разрыв

    Основные продукты питания в области продолжают дорожать. Многим жителям региона из числа малоимущих приходится экономить на покупке съестного. Особенно в муниципальных образованиях. Здесь зарплаты, как правило, малы, стоимость же большинства продтоваров не меньше, а то и выше, чем, скажем, в благополучной Тюмени. В областном центре в декабре каждому среднестатистическому работнику начислено с рождественскими премиальными 30500 рублей. Это номинальная зарплата. Отнимем подоходный налог. "Чистыми" каждый тюменец получил около 26,5 тысячи рублей - на треть больше, чем накануне 2007  года. Понятие "каждый" - средне-арифметическая величина. Нет, к сожалению, раскладки по количеству людей, имеющих низкие, высокие и сверхвысокие зарплаты.

    В Югре среднедушевой доход составил 27445 рублей на одного человека, на юге области - вдвое меньше. Вчера Тюменьоблстат предоставил "Российской газете" важную информацию о дифференциации доходов. Половина "южан" имела месячный доход от нескольких сотен рублей до 8 тысяч. При этом почти у 15 процентов населения доход был ниже величины прожиточного минимума. Около 38 тысяч человек имели доход от 30 тысяч рублей до 40. Еще 34 тысячи - за 40. Дальше планка градации обрывается. О количестве тех, кто получает сверхдоходы, о доле их капиталов в совокупном доходе статистика умалчивает. Хотя известно: на пятую часть жителей приходится половина общего дохода.

    Между тем только в позапрошлом году в Ханты-Мансийском округе совокупный доход миллионеров, мультимиллионеров и миллиардеров составил, как минимум, 25 миллиардов рублей. Это, для сравнения, четвертая часть доходной части бюджета Югры. Разрыв между доходами бедных и богатых продолжает увеличиваться.

    Вернемся к зарплатам. Разница между ними огромна, она зависит от географического расположения муниципальных образований, их экономической состоятельности. Различие в приросте зарплат также впечатляет. Так, в Губкинском (ЯНАО) среднемесячная (номинальная) составила 37500 рублей, в декабре она дошла почти до 80 тысяч рублей. Это абсолютный рекорд для России. Средняя зарплата жителей Югры (33500 рублей) немногим - всего на пять тысяч - отстала от зарплат ямальцев и вдвое превысила зарплату жителей юга Тюменской области. А вот по темпам прироста южный регион значительно опередил северные территории. У него, согласно расчетам статистиков, реальная прибавка 16,1 процента, а вот у Югры - всего 8,1.  Реальная - значит не съеденная инфляцией. Допустим, ханты-мансийцу Иванову платили в позапрошлом году 20 тысяч рублей в месяц. В минувшем - на 4 тысячи больше. Фактически покупательская способность нового заработка поднялась на 1600 рублей.

    Поправка на инфляцию

    Власти Югры не раз публично разделяли тревогу своих земляков по поводу осеннего скачка цен. У северян сложилось мнение, что такого разгула инфляции, как у них, в соседних субъектах нет. В конце февраля в Сургуте участники "круглого стола" обсудили, какие инструменты, помимо административных, помогут обуздать цены. По словам президента торгово-промышленной палаты округа Александра Кобанова, дороговизне способствуют неразвитость собственного агрокомплекса, далекая от совершенства схема логистики по доставке товаров в регион, недостаток крупных торговых сетей. В этом отношении юг края вроде бы далеко ушел вперед, однако облкомстат бесстрастно подытожил: планка инфляции здесь выше. В январе нынешнего года по сравнению с соответствующим месяцем предыдущего года инфляция в автономиях составила около 9 процентов, в Тюменской области - 11,7.  Последняя обгоняет автономии по всем позициям.

    В среднем доходы тюменцев практически равны расходам: в запасе у каждого остается по 500 рублей. Тогда как у ямальцев - шесть с лишним тысяч,  у югорцев - четыре

    Продукты питания стали обходиться покупателям почти на 15 процентов дороже, на столько же платные услуги. Одним из основных факторов, повлиявших на опережающие темпы роста цен на территории юга области, эксперты называют резкое увеличение зар-плат при сравнительно низкой производительности труда. Номинальная добавка к зарплате тюменцев оказалась - в процентном соотношении - на треть больше, чем у ямальцев. Что само по себе приятно, вот только высокие доходы и расходы неизбежно подстегивают покупательский спрос. А он, в свою очередь, упирается в ограниченность предложения. Производители сельскохозяйственной продукции в один голос твердят: дешево продавать ее при взметнувшихся ценах на горючее, удобрения, корма, технику - путь к разорению.

    По сведениям областного департамента агропромышленного комплекса, с 2000 по 2006 годы удалось поднять с 1,6 до 37,5 процента рентабельность производства молока. Разводить свиней теперь выгодно, но откорм рогатого скота оставался убыточным. Рентабельность производства яиц и мяса птицы упала более чем двукратно, тогда как отпускная цена яйца увеличилась за семь лет лишь на 50 процентов. Между тем с 2007 года птицеводы вынуждены приобретать корма на сорок процентов дороже. По сравнению с 2004 годом за дизельное топливо аграриям скоро придется платить в 2,5 раза больше, за минеральные удобрения - втрое. Правда, казна области возмещает аграриям четверть затрат на их приобретение. Дотируется и производство молока. Величина бюджетной поддержки тюменского АПК измеряется уже пятью миллиардами рублей - по меркам большинства российских субъектов роскошная сумма. Другой вопрос, он заслуживает отдельного анализа, насколько эффективно используют крестьяне и переработчики средства налогоплательщиков. Во всяком случае местные продукты часто заметно дороже привозных. Те, кто вынужден экономить на всем, сметают с прилавков те же американские окорочка. В мегамаркете они в два с половиной раза дешевле, чем в фирменных магазинах тюменского производителя. Бедным, как правило, все равно, откуда продукт, они смотрят на цену.

    Председатель аграрного комитета облдумы Юрий Конев утверждает: молочной и мясной продукции на территории выпускают вдвое больше, чем потребно югу области. И задается вопросом: как, не имея гарантированного рынка сбыта, развивать производство? Может ли идти речь о перепроизводстве, если среднедушевое потребление (вместе с автономиями) гораздо ниже рекомендованных учеными рациональных норм питания для сибиряков? К примеру, по молоку и молокопродуктам имеем 163 килограмма вместо 404, мяса и мясопродуктов - 46 вместо 83. Только в картошке себя не ограничиваем да хлеба едим безмерно. И неужели Россия, импортирующая до половины объемов потребляемого мяса, откажется от "излишков" сибирского?

    Из бюджета области третий месяц в качестве компенсации инфляционных потерь выплачивают по пятьсот рублей малообеспеченным, а также пенсионерам, независимо от их дохода. По существу, четверть населения юга региона попала в разряд тех, кто нуждается в поддержке.

    - Будут ли выплаты регулярными? И не лучше ли их заменить натурой? - говорит кандидат экономических наук, профессор Тюменской сельскохозяйственной академии Максим Осколков. - В США бесплатные талоны на продовольствие получают ежегодно от 20 до 40 миллионов человек. Таким образом - через потребителей - государство дотирует фермеров. Может, разумнее часть дотации, выделяемой тюменскому агропрому, тоже пускать на талоны?

    Разница на рознице

    Солидные зарплаты, обгоняющие рост цен, должны стимулировать покупательский спрос, причем преимущественно на промтовары. Так оно, согласно расчетам Тюменьстата, и происходит. На юге региона за год выручка розничной торговли (с коррекцией на инфляцию) от реализации ширпотреба, автомобилей и прочего увеличилась на 24,5 процента - при 16 процентах от продажи продуктов. Эксперты затрудняются однозначно объяснить причины такого скачка, заметно опередившего реальный рост зарплаты и доходов. К тому же тюменцы исправно оплачивают подорожавшие тарифы на услуги, больше расходуют на общественное питание, всякого рода услуги. Откуда деньги? Если уровень инфляции официально не занижен (по итогам года, кстати, он отставал на три процента от среднего по России), то, очевиднее всего, много людей совершили дорогие покупки за счет кредитов. Неизвестна и доля теневых зарплат.

    По величине трат на одного жителя Тюменская область идет на равных со Свердловской. Сопоставимы у этих двух субъектов и среднедушевые доходы. Во всех уральских регионах, кроме ЯНАО, где цены на провиант кусаются, покупатели расходуют на пищу меньше, чем на предметы быта, технику. Хорошая пропорция: когда поджимает нужда, львиную долю зарплат поглощает как раз "желудок". Однако обращает на себя внимание другой факт. В среднем доходы тюменцев чуть ли не равны расходам. В запасе у каждого остается по полтысячи рублей. Тогда как у ямальцев - шесть с лишним тысяч, у югорцев - четыре. Значительная часть сбережений переводится на банковские счета. Только в региональных банках вклады физических лиц выросли за год на 27,4 процента и достигли почти 200 миллиардов рублей.

    Вместе с тем, если сравнивать январь с январем, в автономных округах и Тюменской области наблюдался относительно скромный прирост оборота розничной торговли на душу населения - 6,1-7,2 процента. В отдельных муниципальных образованиях - меньше двух процентов.

    Поделиться