04.03.2008 02:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: Бравурный финиш избирательной кампании не нарушил воскресный телеэфир

    И на сей раз предвыборная кампания не заслонила собой рутинный телерепертуар. Даже ее бравурный финиш не слишком поколебал сетку вещания. Все, что задумывалось и планировалось федеральными каналами, было выдано в срок. Ни миловидным блондинкам, ни остроумным брюнетам не пришлось жаловаться на дискриминацию в эфире в виду политического форс-мажора.

    Попереключаем?..

    Проблемы в воскресный вечер были, пожалуй, только у НТВ, которому пришлось отложить до следующего воскресного прайма "Чистосердечное признание" дедушки в изнасиловании своей бабушки и все остальные "чрезвычайные происшествия". Что же касается другого фирменного блюда канала - авторской программы Антона Хрекова "Главный герой", то программа вышла в эфир, но под иным названием и с иным ведущим: "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым".

    После некоторого перерыва возобновился "Цирк" на Первом. Это из тех мегапроектов, что похожи на большой неподъемный чемодан, про который говорят: "И нести тяжело, и бросить жалко".

    Конечно, тяжело волочить этот воз цирковой самодеятельности посредственных артистов и мало интересных телеведущих. Почти так же, как нелегко было силачу Владимиру Турчинскому удерживать своими могучими руками три пары мотоциклов, тянувших его в прямо противоположные стороны.

    Выбился из сил Иван Ургант, пытаясь как-то скрасить унылое зрелище своими шутками. Вот одна из них: "Сколько же можно было наделать котлет из этого куска мяса", - подумали тигры, глядя на Владимира Турчинского.

    Надеялись, что Ксения Собчак взбодрит зрелище: ее посадили в жюри, чтобы она в меру своих сил и способностей скандализовала шоу. А она принялась всех учить жизни и цирковому искусству.

    Недавно она пожаловалась, что все ее "ненавидят, как Гитлера". Попсовая девушка сильно обольщается. Ее не ненавидят. Тем более - как Гитлера. Ее презирают. А это уже другое чувство.

    На Кавээне острили на социально политические темы: "250 000. А как можно еще повысить рождаемость?". Острый ответ: "260 000!". Еще более остроумный ответ:

    "250 000 евро!". Андрей Макаревич, сидевший в президиуме, едва не упал со стула от юмора. Константин Эрнст понимающе и сдержанно улыбался. Не обиделся на сатиру в адрес нацпроекта его куратор и будущий президент.

    А теперь перейдем к телу, как сказал прозектор морга N 381 Пресненского ОВД, приступая к работе.

    Прошу слова

    В очередном выпуске "Две звезды" Диана Арбенина и Евгений Дятлов мило исполнили романс из давнего фильма "Свадьба". Все бурно аплодировали. Больше других была счастлива Алла Борисовна. Она видела старый фильм, очень хвалила его. Похвалила и Евгения Дятлова, напомнившего ей своим исполнением Эраста Гарина.

    - Стоп. Великий комический актер Эраст Гарин в том фильме играл, но в дуэте с Верой Марецкой пел не он, а другой замечательный комик отечественного кино - Сергей Мартинсон.

    В ток-шоу "Культурная революция" зашла речь о роли денег в футболе. Участники передачи - известные артисты, спортивные журналисты, тренеры и просто болельщики - сильно огорчались от того, что всенародно любимая игра шибко коммерциализировалась. Старая песня о главном.

    - Стоп. А что у нас (как и во всем мире) не коммерциализировалось? Может, кино? Или театр? Или телевидение, на котором так часто приверженцы высокой духовности так много и так пылко обличают дензнаки?

    Только, пожалуй, один Василий Уткин стоял на том, что "деньги не играют в футбол". Его оппоненты часто вспоминали советскую пору, когда в футбол играли настоящие романтики за двадцать долларов.

    - Стоп. Чего уж так презирать ЦСКА за сверхвысокий бюджет?.. Как в советское время дразнили эту команду болельщики других клубов? "Конюшней". За то, что генералы могли мобилизовать в свой клуб любого талантливого игрока из любого клуба страны. Тогда, чем командно-административный принцип отличается от коммерческого? Коррупцией пахнут не только деньги, но и привилегии, преференции, полномочия.

    На канале НТВ показывали документальный фильм о жизни и судьбе Юрия Жданова, сыне Андрея Жданова. Об отце рассказывалось, что он был всесторонне образованным человеком...

    - Стоп. Этот тот самый Жданов, который вершил репрессиями в Ленинграде в 1937-м и который сразу после войны в своем докладе сказал об Анне Ахматовой: "Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой"?

    Далее в фильме рассказывалось о самом сыне. Что он был еще более образованным человеком: книжек много прочитал, стихи писал, был известным ученым-химиком...

    Словом, это тот случай, когда яблоко далеко укатилось от яблони.

    - Стоп. Этот тот самый Юрий Андреевич Жданов, который в документальном сериале "Сталин. Некоторые подробности частной жизни" рассказывал о том, какой Сталин был хороший.

    На всякий нетактичный вопрос со стороны интервьюера у него находился запротоколированный ответ. К примеру: не был ли Сталин антисемитом? "О, - говорил благообразный старичок с румяными щечками, чем-то напоминающим ильфо-петровского Варфоломея Коробейникова, - я ждал этого вопроса". И, достав какой-то лист бумаги и прильнув к нему лицом, зачитывал длиннющий список евреев от Ойстраха до Лавочкина, удостоенных именных премий товарища Сталина. Покончив с одним наветом, переходил к другому, касающемуся человеческой заурядности тирана. Достав очередной лист бумаги, зачитывал переписанный из Британской энциклопедии текст Черчилля. Щеки розовели, в глазах появлялся азарт... Сходство с архивариусом Варфоломеем делалось абсолютным.

    Сталинский архивариус всем своим видом говорил: "Живем как на вулкане. Все может произойти. А что если жизнь перевернется? Хватятся документиков, цитаточек про доброго и мудрого Сталина... Вот господа-товарищи спасибо и скажут".

    ***

    Детей одиозных исторических персонажей можно понять. Особенно в Год семьи. Особенно в возрасте. Трудно согласиться с создателями олеографических портретов тех, кто ответствен и реально, и морально за погубленные жизни.

    А вот другого сорта история. Она была поведана в документальном фильме "Обидеть королеву. Вия Артмане". Боже, что сделало время с некогда царственной гордой осанкой главной героини фильма "Театр"?! Но по ходу повествования понимаешь, что великую актрису, можно сказать, национальное достояние Латвии, обидели не годы; обидели соотечественники. После того как мир перевернулся, ее обвинили в коллаборационизме. С таким же успехом они могли бы обвинить в этом страну в целом и выдающихся ее граждан по отдельности.

    Насколько сложна и противоречива история взаимоотношений Государства и Культуры, хорошо рассказано и показано в только что закончившемся телевизионном цикле Анатолия Смелянского "Сквозное действие". Но об этом я уже написал в последнем выпуске "Российской недели".

    Поделиться