12.03.2008 03:00
    Поделиться

    Бизнес может заработать 10 млрд долларов на ремонте аварийного жилья в российских регионах

    Бизнес может освоить новый рынок емкостью 10 миллиардов долларов

    10 миллиардов долларов - столько государство перечислило в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Деньги предназначены на ремонт аварийного жилья, и в конечном счете достанутся ремонтным организациям и производителям стройматериалов. Челябинская область уже получила чуть более одного миллиарда рублей (всего в Фонде - 240 миллиардов), на очереди - минимум 35 регионов. Как грамотно взять эти деньги? Попробуем подсказать.

    Шаг 1: для губернатора

    Условия получения денег регионом прописаны в 185-м законе, вступившем в силу 21 июля прошлого года. Лимит финансирования определяется площадью жилья в регионе относительно всего жилого фонда страны (но не более 8 миллиардов рублей и не менее полумиллиарда; лимиты давно рассчитаны - см. таблицу).

    С правилами игры сложнее. В законе перечислено 12 условий, но их можно сгруппировать в три блока: демонополизация, наведение порядка в финансах и четкое представление - с точностью до дома - что чинить. Демонополизация: не менее четверти организаций коммунального комплекса должны быть коммерческими, такими же - не менее половины управляющих компаний, более 5 процентов домов должны создать ТСЖ. Все земельные участки под домами при этом должны быть поставлены на кадастровый учет. Финансы: адресное начисление гражданам субсидий в денежной форме, ликвидация перекрестного финансирования в тарифной политике, отказ от дотаций предприятиям коммунального комплекса на содержание инфраструктуры, с формированием инвестиционной составляющей в тарифе. Наконец, софинансирование со стороны региона.

    Интересно, что требования ужесточаются для тех регионов, кто вступает в программу позже. С 2010 года доля коммерческих управляющих компаний увеличивается до 80 процентов, а число коммерческих организаций ЖКХ должно быть больше 50 процентов уже с 1 января будущего года. Впрочем, даже регионы, вступающие в программу первыми, должны обещать эскалацию демонополизации в соответствии с этими темпами.

    Шаг 2: для местного самоуправления

    Понятно, что эти задачи решаются именно на низовом уровне. Первенец - Челябинск - привел в порядок низовое звено еще в прошлом году. Но в стране есть регионы, где органы местного самоуправления не сформированы вообще. Монополизм и смычка местной власти с местными же МУПами - явление вообще повсеместное.

    Если на низовом звене "все хорошо", сама по себе бумажная работа - это месяц. Кстати, на сайте фонда - http://www.fondgkh.ru - недавно разместили 250 ответов именно на "бумажные" вопросы, консультации по телефону - не ограничены.

    А если плохо? Местное звено так просто не раскачаешь. Парадокс: губернатору - надо (его за ветхое жилье ругают), людям - надо, МУПы, а если с ними в спайке глава местного самоуправления - заинтересованы в сохранении статус-кво. Ссылаясь на "изношенность инфраструктуры", просим денег, за них не отчитываемся, одновременно вешаем на граждан все убытки.

    Надежда - на позицию бизнеса. Если регион не получает своего миллиарда, это - потери конкретных подрядных бригад. Если не создаются ТСЖ - не генерируются новые бизнесы в виде управляющих компаний. Бизнес должен вынудить местные власти акционировать или приватизировать МУПы. Заслуживает также внимания практика, когда бизнесы создают управляющие компании, не имея еще ни одного клиента в лице ТСЖ, и агитируют владельцев квартир таковые создавать.

    Приватизация МУПов - конечно, самый больной сюжет. Бытует мнение, что бизнес не станет вкладываться в такой актив, но в Фонде с этим не согласны. "Сколько вы платите за квартиру? А ваш дом в целом? За эти деньги стоит побороться, и желающие есть, другое дело, что акционирование или приватизация может тормозиться главой местного самоуправления", - говорит один из экспертов, близких к процессу.

    Шаг 3: для подрядчиков

    Как поясняет директор фонда Константин Цицин, алгоритм получения средств регионами детально прописан в 185-м законе. Жители конкретного дома, который нуждается в ремонте, должны организоваться в ТСЖ и направить заявку в муниципалитет. Оттуда заявки направляются региональным властям, которые оставляют адресную программу и подают заявку в фонд. В случае, если заявка соответствует требованиям вышеупомянутого закона, фонд принимает положительное решение и направляет по системе казначейства средства по обратному маршруту властям региона, которые переправляют их муниципалитетам.

    Муниципальным чиновникам дается 7 дней на то, чтобы уведомить соответствующие ТСЖ, которые за 30 дней должны открыть счета, на которые им поступят деньги из местного бюджета. И, наконец, у органа есть 6 дней, чтобы эти деньги упали на счет ТСЖ.

    Самое интересное - выбор подрядчика, конечного получателя средств. Г-н Цицин подчеркивает: каким будет порядок выбора подрядчика - решать субъекту. Возможно, тендер - это "лучше", а может быть, стоит поискать более быстрые способы трансформировать деньги в отремонтированные дома, не отказываясь при этом, разумеется, от должного финансового контроля. Процедура проведения тендера длинна, тендер уведет момент начала ремонта в зиму. А тут есть одна тонкость: "Регион, не завершивший вовремя, то есть до конца года, освоение средств, лишается дальнейшего финансирования", говорит г-н Цицин. Правда, при этом он уверяет, что недостроев не будет: деньги отпускаются на ремонт конкретных объектов - "от и до". Но - не будет новых объектов. Лишенный финансирования в связи с нарушениями положений закона регион не сможет претендовать на его возобновление.

    В фонде не скрывают, что "упавшие с неба" деньги могут создать нехватку стройматериалов и бригад, но надеются, что возможный рост цен на материалы и услуги будет компенсирован ростом конкуренции среди подрядчиков. В конечном счете, если губернатор видит, что местные власти отдали все "своим", а те не справляются - пусть заставляет их искать других. Прося денег, он должен отдавать себе отчет, освоит ли их, подчеркивают в фонде.

    Резюме: перспективы проекта

    В фонде называют 30-35 регионов, которые окажутся в программе наверняка уже в этом году. Калуга, Ростов-на-Дону, Кемерово, Нижний Новгород получат деньги "вот-вот". В то же время сам г-н Цицин рассчитывает увидеть до 1 января "практически все регионы, кроме, может быть, Москвы". О ней - разговор особый.

    Столичные власти активно критикуют программу, говоря, что цифры "смехотворны", а условия "жестоки". В Москве есть собственная программа ремонта ценой 40 миллиардов рублей. Федералы могли бы добавить к ней еще 8 миллиардов (это - данные фонда, в столичном правительстве считают почему-то, что город может рассчитывать только на 2), однако в этом случае вся сумма в 48 миллиардов будет администрироваться по 185-му закону.

    "Это и есть подлинная причина позиции Москвы, - говорит просивший не раскрывать его имени эксперт. - Столица не желает пускать контролеров со стороны даже ради надбавки в 8 миллиардов. Естественно, власти сами выбирают компании, которые получат заказ. Москва окажется в числе участников программы лишь при условии, если мэрия согласится с необходимостью объясняться в федеральном правительстве". В то же время эксперты говорят, что Москва и так получит от программы свое. Московский строительный бизнес войдет в часть регионов, где не хватит своих игроков. Но если Москвы в программе не будет, в 2011 году эти 8 миллиардов будут перераспределены.

    Московская область скорее всего войдет в программу в этом году. Проблема Московской области - в невероятном количестве муниципальных образований.

    Эксперты резюмируют, что 185-й закон открывает для бизнеса отличное поле деятельности. "На месте бизнесменов я бы землю рыл, чтобы оказаться в нужном месте в нужное время, - говорит один из экспертов, - и активнее контактировал бы с фондом, если есть проблемы с открытием бизнеса, допуском к объектам и так далее".

    Поделиться