13.03.2008 03:47
    Поделиться

    К музыканту с мировым именем, ставшему инвалидом, год не приходит врач

    Ему рукоплескали Париж и Лондон, его гобой звучал в Токио и Риме. Сегодня жизнь Евгения Федорова сузилась до размеров инвалидной коляски.

    Ленинград, Ленинград…

    Но душа музыканта осталась живой и чистой, по-прежнему любящей людей и мир. Он помнит себя лет с трех, когда с мамой гуляли по залитому солнцем Васильевскому острову. На всю жизнь осталось состояние счастья: мама, солнце и синее июльское небо. Счастье закончилось внезапно, вместе с начавшейся войной и блокадой Ленинграда. Женя Федоров пережил ее всю - с первого до последнего дня, его близких отобрала война, отец погиб на фронте, мать и бабушка умерли с голоду.

    Он и сегодня, едва прикрыв глаза, видит страшную картинку детства - как похоронная команда с окна третьего этажа коммуналки грубо выбрасывает тело умершей бабушки.

    - Я страшно испугался и убежал из дома, долго скитался по городу, пока не попал в детский дом, - вспоминает он.

    Детских домов в его жизни было множество. Они, мальчишки, едва узнав, что их дом собираются эвакуировать, тут же организовывали побег и, используя всяческие способы, оставались в любимом и изнуренном войной Ленинграде. В тысяча девятьсот сорок шестом году, когда послеблокадный город еще освещался синими маскировочными фонарями, он поступает в Ленинградскую детскую музыкальную школу по классу гобоя.

    - Я представления не имел о музыке, а о гобое вообще ничего не слышал… - смущенно улыбается он.

    Потом были годы учебы в Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакого. В 1956 году молодого музыканта приглашает в свой симфонический оркестр знаменитый дирижер из Новосибирска Арнольд Кац.

    С Новосибирском у Евгения Евгеньевича Федорова связано полвека ярчайшей жизни. Там он стал профессором и заслуженным артистом России.

    Японская грусть

    Гобоистов, виртуозно владеющих "капризной дудочкой", в мире совсем немного. Маэстро Федоров один из них. Но однажды талант повернулся к нему новой гранью. На гастролях в Японии он познакомился с известной гобоисткой Юкико Такагаки.

    - Меня поразил ее дом, увешанный разнообразными картинами. Вечерами Юкико надевала кимоно и играла печальные пьесы, - вспоминает музыкант.
     
    Вот тогда и родились у него первые трехстишья хокку. Японская муза воскликнула от восторга: " У тебя японское понимание мира, ты - созерцатель…"
    Вскоре они расстались: он улетел в Россию с "японским садом" в душе, она с той поры стала разводить в своем садике свеклу и угощать друзей русским борщом. С того времени он "заболел" бесконечно мудрыми японскими трехстишьями. Оказалось, что у него тоже есть что сказать людям, а главное - самому себе…

    - Все в моей жизни делалось благодаря любви, я и гобой выбрал только потому, что его изобрела сама Афродита, - на полном серьезе говорит Мастер.
     
    Он убежден, что все, что получилось в жизни, он сумел сделать только благодаря любви к женщине.

    - Без любви вообще ничего не получится… - уверен маэстро.

    Когда из жизни неожиданно ушла его любимая жена, музыкант заболел тяжелой формой диабета, которая за несколько лет привела его к инвалидности. Сегодня он передвигается по квартире с трудом при помощи ходунков и коляски. Недуг заставил продать квартиру в Новосибирске и перебраться в Благовещенск - ближе к дочери.

    Крошечная "двушка", переделанная из бывшей колясочной, стала его сегодняшним пристанищем.

    - Я так люблю смотреть на звезды, знаю практически все светила из многих созвездий, но сегодня из моих окон видна только южная половина неба, - грустит маэстро.

    "Узкая жизнь…"

    Профессор Федоров - человек настолько редкой скромности, что просто диву даешься. За прожитый год в Благовещенске о нем не узнал никто, даже врач из поликлиники не разу не пришел навестить инвалида…

    Официально он прописан, получает пенсию. Но, видимо, в нашей социальной системе расстояния между поликлиникой и пенсионными фондами и прочими "медстрахами" такие, как во Франции между Людовиками. На вопрос, как можно жить с такой тяжелой формой диабета без медицинского наблюдения, профессор музыки лишь незащищенно улыбается и пожимает плечами. Его впервые за всю жизнь забыли поздравить с самым святым для него днем - днем снятия блокады Ленинграда.

    Он не напомнил о себе, не постучался костылем в казенную дверь…

    Переезжая на постоянное место жительства в Благовещенск, профессор Федоров запасся рекомендательным письмом из Новосибирска за подписью тамошнего замминистра культуры.

    - Я показал все это директору Благовещенского училища культуры, но его это не заинтересовало. Я бы столько еще мог пользы принести, - с болью говорит профессор музыки.

    Его со светлейшей головой и колоссальными знаниями в области духовой музыки бесконечно тяготит сегодняшняя жизнь, которую он называет "узкой".
    Больше всего меня поразил в музыканте его фантастический оптимизм и редкое жизнелюбие.

    Он по-прежнему бодр духом, справедливо называет уныние "тяжким грехом", его не оставила муза, трехстишья в стиле хокку почти каждый вечер ложатся на лист бумаги. В его последних стихах совсем мало места для грусти, там намного больше надежды. Надежды на то, что мы постучимся в его дверь.
     

    Комментарий

    Алексей Самарин, министр культуры и архивного дела правительства Амурской области:

    - Это в корне неправильно, что человек с таким талантом оказался не у дел. В течение недели решиться вопрос с его трудоустройством в музыкальном училище, он может набрать спецкурс и работать со студентами на дому, или мы организуем его приезды в училище. Пусть Евгений Евгеньевич сам определится, как лучше для его здоровья.

    Хокку от Федорова

    Хокку - это жанр и форма японской поэзии, трехстишие (хокку буквально означает  "начальные стихи"). От танка (более известный жанр) эти стихи отличаются простотой поэтического языка, повышенной ролью ассоциативности, недосказанности, намека.

    Финальная сцена.
    Актеру нельзя уходить -
    Спектакль не окончен.
     
    * * *

    Запах фиалки,
    Запах ушедшей любимой
    Сумрак хранит.

    * * *

    Листья осины
    Врут мне о чем-то, волнуясь.
    Верить нельзя.

    * * *

    Пьесу Равеля
    Слушают грустные птицы.
    Дождь моросит.

    * * *

    Так равнодушна
    Льдина безмолвной луны!
    Я ей не нужен.

    * * *

    Высшие тайны
    Знать никому не дано.
    Может, не нужно?

    * * *

    Ветер уносит
    Клочья измятых газет,
    Судьбы людские.

    * * *

    Лживы слова.
    Верить лишь музыке можно.
    Ей доверяю.

    * * *

    Лунные слезы
    Падают с темного неба
    Светлой струей.

    * * *

    Тембр и цвет
    В музыке неотделимы.
    Слушаю краски.

    * * *

    Пошлость в театре
    Жмется к большому искусству.
    Хочется рядом.

    * * *

    Как сохранить
    Личное виденье жизни?
    Только в искусстве!

    * * *

    Солнце сквозь листья
    Светлые пятна бросает
    В воду реки.

    * * *

    Слушайте Баха!
    В фуге органной сонаты -
    Код мирозданья.

    * * *

    Ветер осенний
    Сдернул с березки наряд.
    Деревце ропщет.

    * * *

    Хрупкой и сильной
    Женщину создал господь.
    Это загадка.

    * * *

    Три воробья
    Весело плещутся в луже.
    Солнцу смешно.

    * * *

    В Саппоро дождь.
    Капают грустью с небес
    Звоны кото.

    * * *

    Вдруг я заметил:
    Все, кто рядом со мною,
    Младше меня.

    * * *

    Годы - как версты
    На карте дорожной судьбы.
    Жду пересадки.

     

    Справка"РГ"

    Евгений Евгеньевич Федоров, родился в 1931 году в Ленинграде, заслуженный артист России. Более сорока лет проработал в Новосибирском симфоническом оркестре, работу в оркестре сочетал с сольной исполнительской деятельностью. С 1884 по 2007 годы - профессор Новосибирской консерватории. Автор множества научных статей о духовой музыке. С 2000 года издал несколько поэтических сборников стихов в японском стиле хокку. Сейчас живет в городе Благовещенске.

    Поделиться