15.03.2008 03:00
    Поделиться

    Андраник Мигранян: Путем революции невозможно добиться каких-то позитивных целей

    О ситуации в Армении, сложившейся после президентских выборов, наш корреспондент беседовал с известным российским политологом, членом Общественной палаты РФ Андраником Миграняном.

    Российская газета: Андраник Мовсесович, как бы вы охарактеризовали прошедшие в Армении выборы и то, что случилось после них?

    Андраник Мигранян: Президентские выборы в Армении были одними из самых успешных на постсоветском пространстве с точки зрения организации процесса. Нарушения в ходе выборов были крайне незначительными. Западные наблюдатели признали их легитимность. Однако ориентированность некоторых лидеров оппозиции на революцию, на разжигание ненависти привела к беспорядкам.

    Эта тактика направлена на раскол нации. А расколотая нация может не выстоять в тех многочисленных испытаниях, с которыми она сталкивается. Тут и проблема Карабаха, и проблема отношений с Азербайджаном, Турцией. Необходима также программа модернизации страны. Эти вопросы невозможно решить в условиях раскола общества, длительного гражданского противостояния.

    РГ: Почему же проигравший выборы Тер-Петросян избрал революционную тактику?

    Мигранян: Было совершенно очевидно, что в условиях стабильности, экономического роста и относительного благополучия ни один из кандидатов не имел шансов одержать победу над Сержем Саркисяном. Также было очевидно, что в условиях, когда оппозиция не смогла выдвинуть единого кандидата, перспектива победы оппозиционеров была еще более эфемерной. Поэтому Тер-Петросян выбрал единственно возможный вариант, который с технологической точки зрения отчасти оправдал себя. Он решил заявить о себе как можно громче, и если уж хлопнуть дверью, то так, чтобы стены задрожали. Для этого ему необходимо было поляризовать электорат по линии "радикальная оппозиция - власть".

    Только радикальная риторика и революционный сценарий позволяли расколоть общество, придать революционную энергию маргиналам, проигравшим от реформ последних 20 лет. И сам Тер-Петросян и эти слои населения получили возможность реализовать свои планы мести. Он готовил своих сторонников не столько для выборов, сколько для поствыборной борьбы. Изначально была поставлена задача взять власть "через улицу", потому что никакого другого способа у Тер-Петросяна не было. Но эта стратегия оказалась губительной и трагичной для Армении.

    РГ: Есть ли в тактике оппозиции признаки "оранжевых технологий"?

    Мигранян: Здесь не было целого ряда признаков "оранжевых технологий": расколотости власти, больших оппозиционных структур в парламенте и бизнес-сообществе, однозначной поддержки оппозиции Западом и т.д. Однако оппозиции удалось мобилизовать социальные низы с их радикальными требованиями и ожиданиями революционных изменений.

    Но в одном компоненте есть несомненное сходство с "оранжевыми технологиями". Выборы рассматривались оппозицией как возможность мобилизации своего электората для взятия власти. Выборы позволяют легально заниматься революционной агитацией и подготовкой для будущего штурма. При этом результаты самих выборов не имеют никакого значения. Для революционеров важнее послевыборная ситуация. Либо власть сдает свои позиции, либо революционеры провоцируют столкновения. Причем им даже выгодно, чтобы были жертвы. И чем масштабней столкновения, тем весомей становится роль оппозиции. Это такая геростратова позиция: если не победить, то, по крайней мере, сжечь храм, чтобы прославиться.

    Для Тер-Петросяна, который 10 лет молчал, для человека очень амбициозного, себялюбивого и даже нарциссического типа, невыносимо оставаться на вторых ролях. Если уж не победить, то так проиграть, чтобы от этого проигрыша вся республика задрожала.

    РГ: Есть ли в Армении предпосылки для выхода из сложившейся ситуации?

    Мигранян: Сейчас начинается борьба за интерпретацию произошедшего, и важно, чтобы до широкой общественности была донесена мысль, что путем революции невозможно добиться каких-то позитивных целей. Наиболее обездоленные слои населения оппозиция бросает как "пушечное мясо" на баррикады, ими же прикрывается, а в конечном итоге их же интересы игнорируются в первую очередь, когда элиты добиваются своих целей.

    Тот факт, что Серж Саркисян пригласил в свою администрацию одного из своих главных оппонентов Артура Багдасаряна, что он объявляет об открытости правительства для сотрудничества с конструктивными оппозиционными силами, свидетельствует о положительных тенденциях в армянской политике. Сочетание, с одной стороны, жесткости и решительности властей для изолирования зачинщиков беспорядков и, с другой стороны, привлечение части оппозиции к сотрудничеству могут способствовать в ближайшей перспективе стабилизации обстановки. Необходимо провести тщательное расследование всего, что произошло, дать объективную оценку этим событиям.

    РГ: На какие силы в обществе может опереться новый президент Армении Серж Саркисян?

    Мигранян: Долгое время власти, загипнотизированные двузначными цифрами экономического роста, недостаточно эффективно работали с интеллигенцией и молодежью - наиболее активными и энергичными частями общества. Необходимо привлечь эти слои к новой программе возрождения Армении. От позиции этих социальных групп во многом зависит будущее страны.

    В Армении накопилось немало проблем, требующих безотлагательного решения. Поэтому Сержу Саркисяну следует донести до общества мессидж о том, что он является президентом изменений, что он не собирается консервировать сложившееся положение вещей. Для этого ему нужны новые люди и новые идеи. Чрезвычайно важно продемонстрировать общественности, что у власти есть понимание необходимости изменений и направленности этих изменений. Если Серж Саркисян поставит перед обществом новые задачи с привлечением к их решению молодежи и интеллигенции, то это будет способствовать привлечению на сторону властей наиболее продвинутой части общества.

    Идейное и кадровое обновление власти также представляется мне неизбежным. Нужно привлекать к работе в новой администрации людей из диаспоры, которые зарекомендовали себя профессионалами в международных финансах, бизнесе. Они могли бы своим опытом, авторитетом содействовать осуществлению программы перемен, привлечь потенциал диаспоры для решения национальных задач. Это могло бы принести республике оздоровление.

    Поделиться