Лидер "Машины времени" последнее время очень плодовит. Едва только стихли страсти вокруг лондонского альбома группы Machine Time, как музыкант представил новую премьеру, уже со своим молодежным проектом "Оркестр Креольского танго". О том, как он совмещает столь разные пристрастия, Андрей Макаревич рассказал обозревателю "РГ".
Российская газета : Сейчас вы выпускаете новые альбомы примерно раз в полгода - то с "Машиной времени", теперь вот с "Оркестром Креольского танго". Теперь песни пишутся легче, чем 10-15 лет назад, или просто помогают опыт и профессионализм?
Андрей Макаревич : Да нет, скорость та же абсолютно. Просто у "креольцев" были альбомы, состоящие из русских песен, не моих, а тех, что написали Булат Окуджава и Марк Фрейдкин. А сам я писать песни быстрее не стал. Все так же, как и 30 лет назад: поиск слова, бессонница, сомнения в том, получилось или нет... Но, имея вторую команду с большим количеством разнообразных музыкальных возможностей у меня соответственно возникает и больше музыкальных идей. Чем больше средств для воплощения, тем больше мыслей. Поэтому и диски выходят чаще, чем прежде.
РГ : У вас и раньше были молодые ученики "с идеями" - группа "Папортник". Но она вас как-то быстро разочаровала.
Макаревич : "Папортник" - совсем другая история, шансонная. Достаточно узкая в стилевом плане. Поэтому работали мы очень недолго. Хотя два музыканта из "Папортника" играют теперь со мной в "Оркестре Креольского танго".
РГ : Долгое время считалось, что в "Оркестре" вы играете песни, которые не подошли для репертуара "Машины времени". Но похоже, что с этой точкой зрения вы последнее время категорически не согласны?
Макаревич : Да, сегодня все не так. Когда я начинаю писать песню, то еще не знаю, в "Машину" она пойдет или в "Оркестр". К концу написания - уже знаю. Ведь с "креольцами" у меня более широкая палитра в музыкальном и стилевом смысле. И там гораздо более высокий профессионализм исполнителей.
РГ : Евгений Маргулис и другие участники "Машины времени" не обидятся?
Макаревич : Нет, совершенно не обидятся. Мы никогда и не делали ставку на профессионализм. Для нас он заключается в том, что мы очень драйвово играем вместе. У нас есть общее чувство и многолетний опыт работы. И наше достоинство в том, что мы знаем свои возможности и не прыгаем выше головы. Работаем в рамках своих исполнительских способностей. Некоторые мои песни я даже не предлагаю "Машине времени", потому что они у нас не так бы хорошо получились, как у "Оркестра Креольского танго".
РГ : Вы по-прежнему идете от своих стихов?
Макаревич : Ничего подобного! От чего угодно. Ведь бывает, что Кутиков или Маргулис приносят какую-то мелодию. И я сижу и мучаюсь, размышляя: "Про что эта музыка?"
РГ : Новый альбом "Штандер" вы записывали в той же студии Abbey Road, что и последний релиз "Машины". Как вас встретили английские звукорежиссеры? Удивились, что вы уже с новой группой?
Макаревич : Встретили как старых добрых знакомых. Широких глаз не делали. Ведь когда я уезжал после записи диска "Машины времени", то предупредил их, что еще вернусь, но уже с другой своей командой. Понравился ли в итоге наш диск Machine Time лондонцам? Если честно - не спрашивал, мне это неинтересно. Главное, что мы сделали то, что хотели, и в той студии, о которой мечтали с детства. Кстати, с "машинистами" мы записывались в Abbey Road по одной технологии: барабаны, бас и гитара играли одновременно. А потом использовали "клик", который позволял что-то "подчистить" иди "подвинуть". Ну а с "креольцами" дружно исполнили все "живьем" и без всякого "клика". Я пел одновременно с командой, то есть это было практически концертное исполнение. Даже когда записывали английских музыкантов-духовиков. У нас было всего девять дней на то, чтобы записать, свести и отмастерить альбом. Категорически мало времени. Но что делать - только на этот срок у нас хватило денег. А долго ходить и просить их у спонсоров я очень не люблю.
РГ : Качество "Штандера" от этого не пострадало?
Макаревич : Нет, я ведь и хотел записать этот альбом живьем. Та музыка, которую мы играем с "креольцами" по частям, не записывается. В ней или есть "кач" или нет. В "Штандере" "кач" получился.
РГ : Во время первой вылазки в студию, где записывались The Beatles, вы стремились сделать альбом с постбитловским звучанием, выражая давнюю любовь к этой легендарной группе. А какая была сверхзадача с "Оркестром Креольского танго"?
Макаревич : Прежде всего мы не собирались никому подражать. Просто у студии есть саунд, и глупо было бы им не воспользоваться. Он нам очень дорог. И вообще для меня звук "Битлз" - это тот звук, о котором можно мечтать. Это не значит, что мы косили под "битлов". Но какие-то их приемы мы, естественно, старались использовать.
РГ : Их подсказал продюсер записи Хэмиш Стюарт, который в 90-е играл на гитаре с Полом Маккартни, или это ваши собственные интерпретации?
Макаревич : Мы слушали сами и использовали старый ламповый пульт, на котором записывались "Битлз". Да, мы хотели вытащить из этой студии звук, который вытаскивали "Битлз". И, наверное, частично это удалось.
РГ : Вот и Кутиков играет на басу как-то более вдохновенно.
Макаревич : (улыбается) Ну уж этого я не заметил. Играет как обычно.
РГ : Наверное, лестно и приятно, что теперь у вас есть такой "Оркестр", где вы для молодых коллег и гуру, и царь, и бог?
Макаревич : Я не гуру, не царь и не бог. Но если в "Машине" мы все на равных, то в "Оркестре" я действительно несколько главнее остальных. Но это совершенно не мешает работе. Методика у нас простая: я приношу ребятам песни, а они - в первую очередь пианист Евгений Борец - помогают сделать из них музыкальные произведения.
РГ : Вы играете рок, блюз, хард-рок, были периоды увлечения бардовской музыкой, шансон с ансамблем "Папортник" играли. Только вот к джазу всегда были подчеркнуто равнодушны, даже несмотря на сотрудничество с Евгением Борцом, искушенным джазовым пианистом.
Макаревич : Дело в том, что я никогда не был и не буду джазовым певцом. Хотя на "Штандере", я думаю, джаза более чем достаточно.
РГ : Хорошо известен альбом, где хиты "Машины времени" звучат в диско-стиле. А отдали бы вы свои песни для ремикширования их в модном ныне стиле R N B? "Скворец" или "Флюгер" просто просятся!
Макаревич : Мы никогда в этом стиле не играли. А диск "Ремиксы" записали люди, которые этим занимаются. Мы им это позволили, поскольку ребята проявили интерес и профессионализм. Если кто-то захочет сделать что-то талантливое из моих песен в стиле R N B - пожалуйста. Я никому не запрещаю. Песни для того и пишутся, чтобы их пели.
РГ : Во время одного из недавних туров по России "Машины времени" на репетицию зашел Дмитрий Медведев. Какую песню вы ему сыграли?
Макаревич : Мы как раз отстраивали акустический блок и исполнили песню "Костер". Почему эту - не знаю. Наверное, первая, которая пришла на ум, тем более она хорошо известна, написана еще в 80-е. Потом посидели и поговорили о том, как он ездит и как - мы. Оказалось, что маршруты во многом совпадают. Приятно было пообщаться. Если про политику, то "Машина времени" участвовала в избирательных кампаниях всего один раз - в 1996 году. В той, которая называлась "Голосуй или проиграешь". Уж больно не хотелось, чтобы к власти пришел Геннадий Зюганов. А в этот раз? Да знаете, в этот раз как-то и без нас все получилось хорошо.
РГ : Сейчас модно, чтобы жены артистов тоже пели. Ваша - Наталья Голубь - не высказывает пожеланий?
Макаревич : Слава богу, нет. Она профессионально занимается фотографией, и ее это вполне устраивает. Меня - тоже.
РГ : Сын Иван недавно дебютировал в сериале "Кадеты". Он не просил у вас песню, чтобы спеть ее в кадре или за кадром?
Макаревич : Ну зачем ему петь мою песню! Он и сам парень музыкальный, играет на барабанах, но исполняет совсем другую музыку. Но он учится в театральном вузе и готовится стать профессиональным актером, а не музыкантом.