Повышенный в последние месяцы интерес руководства страны к проблемам малого и среднего бизнеса вселил в предпринимателей определенные надежды. Что ждут, о чем страдают не кошельки, а души самой по-деловому активной части общества?
Об этом с нашим обозревателем беседовал заместитель секретаря Общественной палаты, вице-президент ТПП России Сергей Катырин.
- Сергей Николаевич, держа руку на пульсе крупнейшего предпринимательского сообщества, можете вы обозначить самые наболевшие места российского бизнеса?
- На встрече предпринимателей с председателем правительства в феврале я, во-первых, обратил внимание на коррупцию, разъедающую все общество, а не только бизнес. Торгово-промышленная палата России последовательно выступает за прозрачность и понятность всех процедур, исполняемых контролирующими органами. К сожалению, прогресс минимален.
- Почему?
- Вопрос, конечно же, интересный. Многие законодательные акты трактуются априори не в пользу предпринимателей. Принцип презумпции невиновности, которым обязаны руководствоваться наши правоохранители, "почему-то" не срабатывает. При уголовном преследовании убийц, насильников, воров, мошенников и т.п. надо сперва доказать их вину, а потом принимать меры. В случае с нарушениями в предпринимательской сфере все наоборот.
Российский предприниматель заранее обречен доказывать, что он "не верблюд". Отношение власти к бизнесу как к сотовариществу толстосумов, обогатившихся неправедным путем, оскорбительно и унизительно.
ВЦИОМ - Всероссийский центр изучения общественного мнения - не так давно провел опрос владельцев бизнеса и топ-менеджеров в половине регионов. Вот кто на самом деле держит руку на пульсе.
Как оказалось, большинство считают, что экономическая политика осуществляется не в интересах российского бизнеса в целом, а направлена на обслуживание отдельных групп. В этом исследовании немало острых выводов. Так или иначе они связаны с коррупционностью.
- Административная реформа должна была "обезвредить" большинство коррупционеров. Что вышло?
- Мздоимцы стали действовать изощреннее. Например, можно только приветствовать принятие закона об охране интеллектуальной собственности. Россия вместе с остальным миром встала на защиту от пиратства и контрафакта. Но в отличие от других стран это обернулось новой угрозой для легального, законопослушного бизнеса.
- Вспоминается случай с главой малых предприятий, когда у фирмы изъяли компьютеры, несмотря на наличие лицензий на программы. Вы, по-моему, присутствовали при этом, и храбрая женщина выступала против произвола?
- Да, это так. Тогда присутствовавший при этом на одном из "круглых столов", проводимых ТПП, сенатор обещал помочь.
- Помог?
- Это и есть исключение, подтверждающее правило. Только вмешательство Совета Федерации позволило восстановить деятельность малого предприятия. По моим сведениям, были уволены те, кто изъял основные средства производства, причем изъятие происходило на законном основании.
- А выход какой?
- По мнению ТПП, после первой проверки должно следовать предписание, где указывались бы кем, где и какие обнаружены нарушения, сроки их устранения. Можно было взять на экспертизу лицензии, проверить их на соответствие. Однако забрали компьютеры, без которых нельзя вести переговоры с партнерами, отчитываться перед налоговиками.
- Либо паралич бизнеса, либо взятка?
- Наверное, именно так. Недавно у известного предпринимателя, занимающегося пошивом одежды, взяли на "экспертизу" программы, содержащие его лекала для кроя. Производство остановилось. Кому это выгодно - государству, обществу? Ясно кому.
В ТПП немало сигналов с мест о творящихся злоупотреблениях законом.
- Против лома нет приема?
- Отчего же? Возьмем, к примеру, контрольно-кассовые аппараты. Законодательно они внедрены повсеместно. Параллельно действует норма о вмененном налоге. "Масло масляное". Кому и зачем понадобились дорогостоящие в производстве и обслуживании устройства? Это другой бизнес. Кстати, разогревший инфляцию.
Мы приветствуем инициативу торгово-промышленных палат, "продавивших" через законодательные собрания регионов "необязательность" наличия контрольно-кассовых аппаратов в труднодоступных и малонаселенных пунктах. Вот один из примеров: 1200 деревень, 1,5 процента торгового оборота в области. Законодательная власть субъекта Федерации сама устранила эту, на мой взгляд, дурь в квадрате.
- Чтобы бороться с принятой в короткий срок "глупостью", требуются порой не месяцы, а годы...
- Это так. Но под лежачий камень вода не течет. Посмотрите, как изменились за 10-15 лет ожидания предпринимателей. Тогда не хватало ресурсов, длинных и дешевых кредитов, существовало множество других объективных препон. Теперь все сводится к субъективному фактору.
- Ой ли?
- Разумеется, когда на встрече с главой правительства предприниматель достает документ с 23 (!) печатями и говорит, что процедура землеотвода еще не окончена, мне тоже хочется воскликнуть подобное. Но нельзя. Нужны выдержка, последовательность действий.
- Мы говорили о коррупции, во-первых. Что во-вторых?
- Подключение к сетям. Сейчас обратили внимание на доминирование в малом и среднем бизнесе торговых предприятий. Давайте обеспечивать прирост малого, особенно малого, бизнеса за счет его производственной инновационной направленности? Давайте. Но следует учесть, что любое подключение к коммунальным сетям потребует денег. Ни одна лаборатория, ни один цех не обойдутся без воды, тепла, канализации и, главное, электроэнергии.
Подключение к электроэнергосетям стоит несколько десятков тысяч рублей за киловатт мощности в зависимости от региона. Как тут организовать производство, инновации?
- Есть ли выход?
- Конечно же, есть. Если мы говорим о национальных проектах, то каждый должен ощущать себя крупицей нации. Думать не о том, сколько взять, сколько дать. Развитие малого и среднего бизнеса хотя и не объявлено, но давно стало национальным проектом. А это значит, что чиновники, банкиры, "олигархи" и другие сопутствующие люди должны почувствовать себя частицей нации и умерить личные аппетиты.