18.03.2008 04:19
    Поделиться

    Старые дамбы могут стать причиной серьезных подтоплений в Татарстане

    Если у человека в 50 лет открывается второе дыхание, то дамбы эту дату могут и не пережить. А именно таков средний возраст всех гидрозащитных сооружений Татарстана.

    Стечение обстоятельств

    Красно-Ключинская дамба на Каме - излюбленное место отдыха большинства нижнекамцев. В летние дни здесь с трудом можно найти свободное место. Но возвели ее в 1989 году отнюдь не для отдыхающих. Тринадцатикилометровая дамба должна была оградить от большой воды 70 тысяч дачных участков, 6 детских лагерей и несколько поселков. Однако ее строили второпях и без проектно-сметной документации. В итоге дамба стала постепенно разрушаться: сначала вода размыла весь песок, затем принялась за бетонные стены. Не пройдет и двух лет, как и от них останутся одни обломки.

    - Сейчас "тело" дамбы повреждено в глубину на пять метров, - говорит замглавы Нижнекамска Рамиль Муллин. - И если в этом году вода поднимется хотя бы на 2-3 метра, катастрофы не избежать: дамба не выдержит такого напора. Чтобы как следует укрепить берег, нам нужно 15 миллионов рублей.

    В прошлом году из казны республики на ремонт Красно-Ключинской дамбы уже ушло 10 миллионов рублей, но их хватило лишь на реконструкцию 200 метров.
    Если для укрепления водных границ Нижнекамску хватило бы 15 миллионов, то Казани на капитальный ремонт гидрозащитных сооружений необходимо как минимум 80 миллионов рублей. А если говорить о реконструкции, то здесь приступать к работам без полутора миллиардов рублей даже не стоит.

    К катастрофическим последствиям может привести всего лишь подъем воды в Казанке и Волге до отметки 54 метра. А это вполне возможно. Во время бурного половодья в 1926 году вода переступила порог в 57 метров, в 1979-м уровень рек повысился лишь до отметки 54,77 метра, но этого оказалось достаточно, для того чтобы по Волге поплыли дачи. Кто гарантирует, что и на сей раз старые сооружения не подведут?

    - Возраст большинства гидрозащитных сооружений города зашкаливает за 50 лет, - говорит председатель Комитета ЖКХ Казани Андрей Егоров. - В случае прорыва в зоне возможного затопления могут оказаться сразу несколько районов города, где проживает около 400 тысяч человек, а сумма ущерба составит более одного миллиарда рублей.

    Канули в воду

    Не лучшая картина вырисовывается и за пределами мегаполисов. Если горожанам угрожают полноводные реки, то сельчанам - всего лишь небольшие пруды сельскохозяйственного назначения. Как сказали корреспонденту "РГ" в МЧС республики, сейчас наибольшую угрозу представляют те пруды, которые находятся выше поселков. Дело в том, что по весне они наполняются талыми водами, которые стекают с полей. И если в этом году в районах Предволжья высота снежного покрова незначительна, то в восточных районах, таких как Бугульма и Азнакаево, снега больше, чем обычно, в полтора раза. А это может привести к переполнению прудов. Сейчас в Татарстане опасность представляют около 50 искусственных водоемов, вблизи которых находятся 52 деревни и поселка, где проживает больше 24 тысяч человек.

    Раньше эти пруды использовались для нужд сельского хозяйства, но после банкротства многих совхозов и передела собственности про водоемы никто и не вспомнил. Поэтому во время перестройки около 700 прудов остались не только без проектно-сметной документации, но даже без собственников.

    Рыбное место вместо гиблого

    В Пестречинском районе работает сразу несколько рыбхозов. Самый крупный - вблизи реки Ушня. В распоряжении рыбозаводчиков несколько искусственных мелиоративных озер, которые раньше предназначались совсем для иных целей. Здесь предприниматели выращивают промысловую рыбу не только для продажи. Десятки тонн "водоплавающего урожая" отправляют на смену тем косякам рыбы, которые погибли в Волге и Каме по вине человека. Таким образом рыбозаводчики выполняют государственный заказ. В накладе никто не остается: конечно, выращенная рыба не приносит суперприбыли, но этих денег вполне хватает на зарплату и на дальнейшее развитие. Сейчас в рыбхозе подумывают о том, чтобы заняться ценными породами рыб.

    - В этом году мы собираемся узаконить на наших озерах рыбную ловлю, - говорит директор рыбхоза Рустем Насыбуллин. - Пусть платят да сидят с удочками хоть целый день. Мы себе расходы на бензин покроем, а человек получит удовольствие.

    Это лишь один из примеров того, какое применение можно найти заброшенным прудам. Разрешить сдавать сельскохозяйственные водоемы в аренду частным предпринимателям предложили парламентарии Татарстана. Как сказал председатель Комитета Госсовета РТ по экологии, природным ресурсам и землепользованию Ринат Абдуллин, если у государства нет денег для того, чтобы содержать заброшенные пруды, пусть этим займутся частники. По его словам, сейчас есть главы районов, которые категорически против того, чтобы разбазаривать государственную собственность. Последнее слово, считает депутат, должен сказать глава республики Минтимер Шаймиев. Если он идею одобрит, тогда дело сдвинется с мертвой точки.

    Комментарий

    Николай Суржко, заместитель министра МЧС РТ:

    - Главная проблема заключается в том, что на сегодняшний день нет единого государственного органа, который контролировал бы все вопросы, связанные с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, восстановлением, консервацией и ликвидацией гидротехнических сооружений. Сейчас этим вопросом занимаются все одновременно: и Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, и Министерство экологии и природных ресурсов Татарстана, и Ростехнадзор, и Татмелиорация, МЧС, Министерство транспорта РТ и многие другие. Для того чтобы раз и навсегда поставить точку в этом деле, необходимо разработать и принять республиканскую межведомственную программу, в которой бы было четко определено, кто что делает и за что отвечает. Подобные программы уже действуют в других регионах. Так, в Ивановской области проблема охраны от повреждений и разрушений защитных дамб и инженерных сооружений и вовсе была решена путем принятия соответствующего закона.

    Поделиться