02.04.2008 02:00
    Поделиться

    В Третьяковской галерее звучит венская классика

    Во врубелевском зале Третьяковки под руководством маэстро Александра Рудина продолжается IX Международный фестиваль камерной музыки "Посвящение".

    В программе, адресованной венскому мэтру Францу Йозефу Гайдну и его современникам, звучат сочинения из разряда хрестоматийных и с титулом "российских премьер". Среди участников - специальный гость, известный венгерский скрипач Келемен Барнабаш, исполнивший Концерт для скрипки с оркестром младшего брата Гайдна - Михаэля Гайдна.

    Драматургия фестиваля во Врубелевском зале раскручивается в разных направлениях, исходящих от неизменного центра - сочинений Франца Йозефа Гайдна. Звуковой портрет венской эпохи в аутентичной версии развернулся в концерте ансамбля The Pocket Symphony под руководством Назара Кожухаря, представивших программу из сочинений современников Гайдна на исторических инструментах. Неудивительно, что "ядром" инструментальных ансамблей в этот вечер, включая разряд квартетов и квинтетов, оказался хаммерклавир - диковинка современной сцены, маститый предшественник рояля, мягкая, переливчатая акустика которого вдохновляла сочинения Гайдна, Моцарта, Бетховена. Партию хаммерклавира исполнял Александр Рудин, а с составом The Pocket Symphony на флейте траверсо (современной копии немецкой модели 1790 года) солировала Галина Матюкова из Минска.

    Хаммерклавир - диковинка современной сцены, маститый предшественник рояля, мягкая, переливчатая акустика которого вдохновляла Гайдна

    Отобранные в афишу фестиваля сочинения коллег Гайдна, часть которых вообще впервые прозвучала в России со времен просветительской эпохи, оказались не второразрядной музыкой, а первоклассными образцами инструментального жанра. Соната ре-мажор композитора и контрабасиста Йохана Маттиаса Шпергера, покорившего когда-то своим искусством великого прусского короля и друга Вольтера Фридриха Второго, прозвучала в исполнении Александра Рудина (хаммерклавир) и Григория Кротенко (контрабас) с изяществом и тонкой художественной игрой, где мягкие, переливающиеся звучности хаммерклавира создавали "воздушный" фон для энергичных, рельефных линий виртуозной партии контрабаса. В "Венском квинтете" Йозефа Мартина Крауса, которого сам Гайдн считал "оригинальным гением на уровне Моцарта, Сальери и Глюка", ансамбль струнных с флейтой исполнители выстроили по принципу "выразительного стиля", где индивидуальное высказывание каждого инструмента с выделяющейся гибкой и очень качественно сыгранной партией флейты траверсо (Галина Матюкова) одновременно образовывали слитный и несколько патетичный звуковой поток. Тонкое чувство стиля XVIII века и точная градация динамики инструментов позволили ансамблю под руководством Назара Кожухаря удержать в целостности прозрачную и при этом детально, плотно прописанную музыкальную фактуру квинтета. Но особенно акцентированной формула "возвышающей душу красоты" оказалась в произведении Иоганна Шоберта, кумира юного Моцарта - в Квартете "Май", очаровавшем богатством инструментальных "орнаментов", легкой, почти кружевной партией хаммерклавира и созерцательным настроением, подстраивающим душу по "камертону" музыкальной гармонии. В этом "подстраивании" и заключалась основная цель эпохи Просвещения, культивировавшей "душесозидательный" смысл искусства.

    Александр Рудин, воссоздавая "портрет" гайдновской эпохи, оказался втянутым в звуковое поле, где музыкальные линии и гармонические ряды выстраиваются в особые комбинации абстрактной красоты и чувствительности, где страсть сочетается с изысканностью, а таинственная психологическая глубина - с бодрой энергией. Эти темы он и развил в своих интерпретациях симфоний Гайдна - в ранней Шестой под названием "Утро" и в виолончельном экстатическом "романсе"-соло из второй части Тринадцатой.

    Поделиться