Три выставки, открывшиеся в Новом Манеже, пытаются каждая на свой лад соответствовать девизам нынешней фотобиеннале. "Автохромы" братьев Люмьер, первых инженеров цветной фотографии, препарируют "Свет и цвет", француз Антуан стремится "изумлять!" сериями высокогорных "головокружений". А Сергей Берменьев тщится вскружить голову киноманам фотопортретами звезд Голливуда.
Если не все, то многие знают почти сакраментальную для кинематографа дату - 1895 год, когда братья Огюст и Луи Люмьер запатентовали изобретенный ими кинопроектор, совмещенный с камерой, и открыли в подвале парижского "Гран-кафе", что на бульваре Капуцинок (а вовсе не Капуцинов, как значится в названии известной комедии), первый в мире кинотеатр. Но не все знают о других памятных датах, об их изобретении, относящемся, правда, к смежному искусству. В 1903 году братья придумали технику "автохрома", то есть стеклянную пластину с тремя цветовыми фильтрами, с помощью которой можно было передавать многокрасочность мира. Изобретение тогда же запатентовали, а уже в 1907 году дело было поставлено на промышленные рельсы: ведь Люмьеры главным образом были "людьми дела". А эту коммерческую хватку в них воспитал сам "папаша" Антуан. Этот глава клана еще в начале 1880-х годов изобрел и запустил в производство очень удобные "сухие" пластины, отчего фотография стала доступной не только профессионалам, но и любителям.
Итак, техника "автохрома" стала своеобразным ноу-хау начала XX века, она оставила далеко позади себя почти доморощенную цветную ретушь, которой доводилась до колоризма простая черно-белая фотография, превращая ее в почтовые открытки. Особыми фотокомпозициями Люмьеры, правда, не прославились. Да им это было и не нужно: снимали они в основном свои же многочисленные семейства с пикниками на пленэре, рыбалками, велосипедными прогулками, держа при этом в голове известные картины Ренуара, Дега, Моне и Сезанна. Что понятно, рубеж веков - время еще "картинного" мышления. А снимали Люмьеры так - для себя и для пробы выпускаемой продукции. Впрочем, они первыми проложили дорожки к таким живописным и туристическим видам Ниццы, Сен-Тропе, вообще Лазурного берега, а также альпийского курорта Шамони.
Разумеется, теперь эти довольно милые снимки Люмьеров выглядят банально. А с их "фирменным" цветом происходят какие-то несуразности. Дело в том, что при переводе "автохромов" (а это - стеклянные позитивы, а проще говоря - диапозитивы) на большие листы фотобумаги с помощью, конечно же, "фотошопа" предательски начинает выпирать эдакий мыльный цветной пиксель или растр, который и разоблачает фокус Люмьеров. Впрочем, такой цвет нам близок и понятен: с таким же качеством выходили и наш "Огонек" 1950-60-х годов, и другие журналы, а также знаменитая "Книга о вкусной и здоровой пище", где ретушь, надо заметить, была почетче. Кстати, Люмьеры не только из соображений гастрономии, но и по причине требуемой большой выдержки съемки, сделали немало роскошных съестных натюрмортов. Так что их вклад в пропаганду французской кухни и вообще образа жизни - бесспорен.
Две другие выставки в Новом Манеже похожи на довески к Люмьерам. Француз Антуан (так он себя засекретил) показывает огромные панорамы тибетских ледников, по которым карабкаются крошечные фигурки туристов. Взгляд Антуана точен и зорок - навыки бывшего фотографа французской аэроразведки дают о себе знать. Модный фотограф Сергей Берменьев занимается тем, что низводит "звезды" с небес. Звезды - это Мерил Стрип, Джек Николсон, Аль Пачино, Роберт Де Ниро, Шарон Стоун и почему-то Борис Ефимов, которых Берменьев снимает словно для фотогалереи актеров в театральном фойе, при этом стремясь к той высокой художественности снимка, которыми славились фотоателье советских времен. И это нам тоже памятно и близко.