04.04.2008 03:37
    Поделиться

    Упразднение малосоставных судов вызывает споры в судейском сообществе Воронежской области

    Совет судей Воронежской области принял постановление упразднить девять районных судов общей юрисдикции путем присоединения к другим судебным округам. Чем вызвано такое решение? Не скажется ли "укрупнение" на доступности правосудия, как предполагают жители некоторых районов, оказавшихся в списке "неперспективных"?

    Предложение упразднить в области ряд так называемых малосоставных районных судов прозвучало впервые еще в феврале прошлого года. Формально инициатива принадлежала начальнику управления Судебного департамента в Воронежской области Геннадию Щербатых, но фактически "ветер дул" из Москвы. А потому областному управлению пришлось разрабатывать схему, предполагавшую ликвидацию десяти районных трехсоставных судов. Однако совет судей области идею тогда не одобрил и она так и осталась до сих пор нереализованной.

    В связи с чем вообще возник этот вопрос? Сколько существует нынешнее административное деление, столько - и районные суды общей юрисдикции в каждом районе. Правда, такие суды состояли как правило из одного судьи - объем работы в сельских районах такой, что большего и не требовалось. Но вот в стране вступает в действие новый Уголовно-процессуальный кодекс и с ним возникает непростая задача: обеспечить, как то предусмотрели законодатели (п.3 ч. 2 ст. 30 УПК РФ), рассмотрение уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, если на то будет ходатайство обвиняемого, коллегией из трех профессиональных судей. Но как собрать такую коллегию, если, скажем, в Терновке, Репьевке или Воробьевке изначально было по одному судье? Возникла даже мысль о создании окружных судов, объединяющих пять-семь районных, председатели которых получили бы право перераспределять дела в пределах своего округа, а также формировать, когда в том возникнет необходимость, коллегии из трех судей. Идея забуксовала. Районные суды в тот период были загружены сверх меры сотнями "типовых" дел о невыплаченных зарплатах и социальных пособиях, индексациях пенсий. И потому было принято простое и, как казалось, эффективное решение: во всех районных судах увеличить численность до трех судей. Так бывшие "односоставные" суды превратились в "трехсоставные".

    В Липецкой области еще в марте прошлого года было упразднено семь райсудов. А тамбовчане от реорганизации пока воздерживаются

    Между тем поток серийных исков в районах стал иссякать. Норма же нового УПК о коллегиальном рассмотрении некоторых дел оказалась практически невостребованной: без малого за три года в области было подано всего два заявления этого рода. В результате федеральные судьи в некоторых районах оказались, что называется, не у дел, с минимальной нагрузкой. Подобное положение, типичное и для других регионов страны, побудило Судебный департамент вновь поставить перед регионами вопрос об укрупнении некоторых районных судов. В соседней Липецкой области на такой шаг пошли еще в марте прошлого года - здесь было упразднено семь райсудов. А вот, скажем, тамбовчане от реорганизации пока воздерживаются; белгородцы и вовсе заявили, что не будут упразднять "малые суды".

    Судейское сообщество Воронежской области по этому вопросу пока не пришло к единому мнению. Те, кто считает укрупнение вынужденной, но тем не менее необходимой мерой, ссылаются на "недопустимо низкую нагрузку" судей в малочисленных по населению районах по сравнению с судьями городскими, на то, что реорганизация позволит судейской системе более равномерно и рационально распределить силы и средства. Противники сокращения говорят, что они защищают доступность правосудия для граждан. Все малосоставные суды находятся в сельской местности, где порой и сейчас жителям, в пределах одного района, бывает нелегко добраться до них из-за бездорожья или отсутствия регулярного транспортного сообщения. Что же говорить о поездке в другие райцентры? И почему не считаются с мнением самого населения, как это предписывается законом об организации местного самоуправления? Ведь и так, не спросив жителей, из некоторых районов "увели" налоговую инспекцию, военкоматы, и теперь для постановки на регистрационный или налоговый учет приходится ехать в соседний район.

    Упразднение может породить множество организационных проблем в самой судейской системе. Кто станет принимать и распределять уголовные дела, исковые заявления, выдавать копии судебных постановлений, документов из архивных дел, вести личный прием граждан, рассматривать их предложения и заявления? У кого будут находиться печати, без использования которых работа судебного учреждения невозможна? Кто будет координировать работу судей с органами МВД и прокуратуры? Наконец, отвечать за работу судебного подразделения, ни название, ни статус которого законодательно не определены? Вопросы не праздные.

    прямая речь

    Василий Ботвинников, председатель Совета судей Воронежской области:

    - Принятое большинством членов нашего совета решение носит рекомендательный характер, мы лишь признали "целесообразным" упразднить в области девять малосоставных судов из-за низкой загруженности. А как это будет сделано, к каким судебным округам отойдут упраздненные суды, как будет налажена в них работа - об этом должен позаботиться Судебный департамент.

    Виталий Богомолов, председатель Воронежского областного суда:

    - От сокращения девяти районных малосоставных судов никто не пострадает - ни население этих районов, ни сами судьи, ни работники аппарата. Все суды останутся на месте. По существу речь идет лишь о переименовании, о смене вывесок. К примеру, Петропавловский районный суд станет называться "филиалом Богучарского районного суда", а председатель "упраздненного" суда останется судьей или станет заместителем богучарского председателя. Затраты также невелики: как подсчитали в областном управлении Судебного департамента, потребуется всего 220 тысяч рублей на изготовление новых вывесок, изготовление печатей и штампов и другие хозяйственные дела. Жителей же районов эти перемены практически не коснутся - любые заявления их будут приниматься, а дела рассматриваться на месте. Но такая реорганизация позволит перераспределять нагрузку судей в пределах округа, не создавать очередей для граждан. Теперь слово за областной Думой, которая может отклонить рекомендацию Совета судей или утвердить ее в виде областного закона.

    Справка "РГ"

    Как следует из постановления Совета судей Воронежской области, упразднению подлежат Верхнемамонский, Верхнехавский, Воробьевский, Каменский. Ольховатский, Петропавловский, Подгоренский и Репьевский районные суды.

    Поделиться