11.04.2008 03:03
    Поделиться

    Пять новосибирских семей живут в доме, который официально не существует

    Власть игнорирует жильцов незаконно построенного дома
    …Здесь умирают старики и растут дети. Сюда приходят гости, здесь отмечают праздники. Дом № 35/1 на улице Широкой вполне обитаем, и все же его… не существует. В пятиэтажке-фантоме, где много лет живут пять новосибирских семей и где стены в копоти от самодельных печек, побывал корреспондент "РГ".

    Темно и непривычно пусто, настежь открыты двери необитаемых квартир и, наоборот, закрывается на глухой замок дверь подъезда. Страшно, а они привыкли: что поделаешь? Надежда Закреничная поселилась здесь в 2000-м, купив через риелторское агентство (!) новую жилплощадь. Въехали в квартиру в мае, а в сентябре, клятвенно обещали Надежде риелторы, дом должны были сдать госкомиссии. С тех пор прошло почти восемь лет. И уже совершенно ясно, что в этот дом госкомиссия не придет никогда.

    Соседка Надежды - Ольга Боброва. У нее в этом доме вырос сын - говорит, уроки делал при керосиновой лампе. На этой же площадке - семья с новорожденным малышом, у них нет другого жилья, и растить ребенка они будут здесь. Из 20 квартир дома заселены пять, еще несколько владельцев жилье бросили и маются по съемным квартирам. За восемь долгих лет положение незаконного дома не изменилось ни на кирпичик. И что самое главное, люди даже не могут добиться ответа на простой вопрос: кто виноват в том, что случилось?

    - Куда ни обратимся, никто не находит никаких нарушений, - удивляется Надежда  Закреничная. - А мы при этом вне закона. Как это может быть?

    Разобраться в этом конфликте и вправду непросто. Начнем с того, что дом этот действительно не может стоять там, где он сейчас стоит. И жильцы действительно вне закона. Потому что дом построен на территории хлебокомбината, а людям жить в непосредственной близости от производственного объекта врачи категорически запрещают. Хотя, что удивительно, дом пристроен к общежитию того же комбината. В далеком 1987 году его возведение вообще называлось "реконструкцией малосемейного общежития". В общежитии народ до сих пор живет без проблем, и никто за его здоровье почему-то не опасается. А в доме нельзя. Почему? Оказывается, общежитие построено еще в советские времена, в эксплуатацию введено - жить не вредно.

    Это первый и самый заметный парадокс этого дома. Второй от посторонних глаз скрыт, но на судьбе жильцов очень даже отражается. Дело в том, что жильцы дома, стоящего на территории комбината, юридически никакого отношения к этому предприятию не имеют. Начинал строить дом комбинат. Потом у него кончились деньги. Объект превратился в долгострой. Чтобы его реанимировать, хлебокомбинат заключил договор подряда с другой организацией: вы, мол, достраиваете дом, а мы вам отдаем за это часть квартир. Подрядчик согласился. Квартиры, которые отходили ему по договору, продал частным инвесторам - нынешним жильцам. Достроил дом в том числе на деньги от продажи жилплощади. И только потом стало ясно, что дом в эксплуатацию сдать нельзя: его строительство началось без всяких разрешительных документов. Подрядчик же к тому времени благополучно обанкротился. И теперь жильцам предъявлять претензии некому. Дом вообще ничей, в эксплуатацию его не приняли и на баланс никому не поставили. У несчастных семей нет права собственности на эти квартиры. И они не могут его оформить.

    Что делать этим самым частным инвесторам, а ныне незаконным жильцам, уже восемь лет ломают голову все инстанции. И пока никто не крикнул: "Эврика!" "Живите, пока стены не завалятся", - как-то "пошутило" одно ответственное лицо. Людям же не до шуток. "Дорогая наша газета, помоги нам в решении нашей проблемы", - пишут они в "РГ". И потому начнем по порядку.

    Первое. Бывшего руководителя организации-подрядчика, который продал квартиры, пытались обвинить в преступлении - самоуправстве. Мол, не имел он права на реализацию жилплощади. Если бы дело выгорело, жильцы могли хотя бы заявить иски в рамках уголовного дела. Но и этой возможности у них нет, потому что уголовное преследование прекращено: прокуратура Ленинского района установила, что начальник действовал по закону.

    Второе. С подрядчиками не повезло, обратимся к заказчику строительства - хлебокомбинату. Не тут-то было. Иски к этому предприятию у жильцов в суде не принимают - они с комбинатом в договорных отношениях не состояли никогда.

    - Мы этим людям ничего не обещали, - заявил "РГ" Эдуард Рязанцев, директор организационно-правового департамента корпорации, куда сегодня входит этот комбинат. По его словам, корпорация работает над тем, чтобы придать зданию на Широкой какой-либо правовой статус. Но это в любом случае не будет статус жилого дома. Вероятнее всего, здание в будущем все-таки удастся сдать в эксплуатацию как административный корпус, например.

    - Нам предстоят переговоры с жильцами, - признает Эдуард Рязанцев. - И переговоры тяжелейшие.

    Понятно, что жилье взамен "фантомного" корпорация инвесторам вряд ли предложит. Они же настаивают именно на получении квартир и ни на какие другие отступные соглашаться не намерены.

    Третье. Наконец, что думают об этом органы власти? У жильцов есть любопытный протокол совещания, которое состоялось несколько лет назад под руководством заместителя мэра. Чиновники и представители организаций тогда решили, что хлебокомбинат должен расселить жильцов, причем в течение месяца. Видимо, эта пожелтевшая от времени бумага - единственная радость обитателей дома. Потому что позже мэрия Новосибирска избрала позицию нейтралитета. И начала советовать жильцам решать проблемы в судебном порядке. Хотя иски им подавать просто не к кому.

    Сегодня жильцы надеются уже не на чиновников, а на инстанции повыше. Ольга Боброва показала корреспонденту "РГ" старинную икону: по ее словам, в фантомном доме с иконы сходит ржавчина, она обновляется. Чудо. Надежда Закреничная кивает: "В нашем положении во все поверишь..."

    Прямая речь

    Николай Калиниченко, прокурор Ленинского района:

    - Проверка проводилась еще в 2003 году, и с тех пор к нам ни одной жалобы не поступало. Документы сданы в архив, но, если я не ошибаюсь, мы советовали жильцам хотя бы получить право собственности на эти квартиры как объект незавершенного строительства через суд. На мой взгляд, это единственно возможный шаг в данной ситуации.

    Поделиться