Группа "Конец фильма" и ее неутомимый лидер Феклистов и прежде умели удивлять. Их мелодраматичный рок всегда привлекал энергией, мелодичностью, яркостью образов и бузотерской удалью. Потому музыканты сейчас все чаще работают в кино, а их новый альбом "Роковые яйца" все ругают с такой же яростью, с какой и хвалят.
Российская газета: На современной сцене вы редкая рок-группа, которой удаются боевые сатирические песни. Взять хотя бы ваши "Желтые глаза" или "Элис" - русскую версию хита группы Smokie, где вы высмеяли неприглядные нравы эстрадных звезд. Чем же вам теперь Михаил Булгаков не угодил?
Евгений Феклистов: Напротив, творчество этого писателя мне очень нравится, конечно же. Но куда нам до него, да и не только нам?! Если смогли порадовать хоть чем-то в его духе - то, наверное, фантасмагоричными фантазиями. Даже шоу на презентации альбома устраивали в духе буффонады: вышли на сцену в цилиндрах и танцевали с надувными куклами. Был эдакий бал, даже парик Пушкина потребовался...
Да и новый альбом получился очень саркастичным, самым саркастичным из всех, что мы выпускали. Использовали в нем провокационные метафоры, а порой и шутки на грани фола. Но при этом стихи старались писать такие, чтобы люди хотели читать их и в отрыве от музыки. И категорически не использовали ни одного матерного слова, которыми порой козыряют многие звезды... Понравилось ли бы все это Булгакову? Я не задумывался. Если об этом задумываться, то, наверное, сразу же стеснительно замолчишь...
РГ: Вы не боитесь, что люди с каждым новым альбомом все чаще будут ждать от вас новых ернических текстов, но уже не музыки?
Феклистов: Не согласен, сейчас у нас упор делается именно на музыку, на самобытность звучания. Нынешняя сцена традиционна и банальна: если ты играешь рок, то должен выряжаться в черные куртки, втыкать клепки везде, где только можно, носить длинные волосы. Но мы живем по-другому. Чтоб чувствовать почву под ногами, надо уметь отталкиваться. Поэтому мы не чувствуем себя представителями ни рока, ни поп-музыки. Мы отталкиваемся и от тех и от других и поэтому всплываем и плывем самостоятельно.
РГ: После написания музыки для сериала "Солдаты" аудитория группы "Конец фильма" расширилась или рок-гурманы вас принципиально отказываются слушать?
Феклистов: Есть вещи, которые мы делаем, потому что они нам нравятся: мы испытываем творческую потребность поступать именно так. Да, альбом "Роковые яйца" с одного раза понять невозможно. И объяснить его я не возьмусь. Но очень плохо, что сейчас критикам приходится разжевывать аудитории: это - триллер, это - боевик, а вот это - фильм ужасов. Не надо! Пусть слушатели сами думают. Нынешний диск создавался из эмоций от наблюдений за тем, что происходит с людьми сегодня. Поэтому в нем, наверное, хватает сарказма. Но я стараюсь, как художник, быть честным, передаю свои ощущения.
А музыка для кино - совсем другое. В этом случае мы вписываемся в существующий культурный контекст. Мне это несложно - сочинять музыку для "Солдат" и других фильмов. И я прекрасно себя чувствую в этом амплуа. Очень востребован. Но когда мы в группе "Конец фильма" сочиняем песни для того, чтоб сказать что-то, на наш взгляд, важное, то аудитория это уже не воспринимает. И я знаю, почему.
Раньше в искусстве были критерии "хорошо" и "плохо", "музыкально" или "бездарно". А теперь доминируют другие: "прикольно", "не прикольно"... Маленький автомобиль, тянущий за собой на тросе "КамАЗ", - это "прикольно", такая фотка в Интернете будет просмотрена два с половиной миллиона раз. Мы в такую "прикольность", естественно, не вписываемся... Музыка, которая несет смысловую нагрузку, увы, перестает быть хоть как-то востребованной. Хотя новый альбом, полагаю, лучший из всех что мы сделали.
РГ: Судя по песням, вы довольно категоричный человек, судя по этому интервью - тем более...
Феклистов: Даже из той части критики, как я ее называю - "наполовину думающей", большинство воспринимают меня в штыки. По простой причине: трудно сохранять лицо и читать мораль в рецензиях, будучи редактором сайта, который притягивает аудиторию фотками обнаженных знаменитостей. Эти критики пытаются учить меня жизни и творчеству, наставлять, как писать стихи. Но мы стоим с ними на идейно разных платформах. Я - человек, который хочет что-то сказать. Даже отдавая себе отчет в том, что скорее всего это не будет воспринято сиюминутно. Сложно сохранять свое "я" и свою честность, быть самим собой. Но ради этого тоже стоит быть категоричным.