Крупный бизнес отказывается от незаконных налоговых схем

Результаты исследования налоговых претензий, предъявленных крупнейшим российским компаниям, показывают, что в отличие от предыдущих лет отмечена тенденция по снижению доли доначислений по налоговым "схемам". Анализ 30 крупнейших налоговых претензий, проведенный компанией Tax Group, выявил три основных риска для бизнеса в налоговой сфере, актуальных и в настоящее время. По-прежнему остаются довольно существенными налоговые риски, связанные с трансфертным ценообразованием. В 2007 году налоговые органы продолжали предъявлять претензии по необоснованному использованию внутренних (Байконур, Калмыкия) и внешних офшоров для занижения налогов. Внутриофшорные схемы крупнейшие налогоплательщики активно практиковали вплоть до 2005 года, но после ряда судебных актов Конституционного суда и Высшего арбитражного суда отказались от данного способа налоговой оптимизации.

Вместе с тем, по мнению управляющего партнера консалтинговой компании Tax Group Дмитрия Путилина, сохраняются риски налоговых доначислений в отношении налогоплательщиков, которые осуществляли закупки или поставки товаров через цепочку посредников, часть из которых являются фирмами-однодневками.

В прошлом году налоговые органы начали достаточно активно выявлять подобные схемы, при этом шансы налоговиков отстоять свою позицию в суде весьма высоки. На сегодняшний день только по одному делу вынесены судебные решения, остальные компании продолжают оспаривать акты выездных проверок или намерены это сделать в ближайшем будущем.

Еще один фактор риска - использование налоговых органов как средство давления на оппонентов в корпоративных конфликтах, процессах передела собственности. Еще 2-3 года назад в подобных мероприятиях применялись в основном технологии уголовного преследования менеджмента и владельцев, причем эти технологии не были связаны с налогами. Рейдеров останавливало то, что после получения контроля над компанией налоговые недоимки переходили к новому "собственнику". В настоящее время, на волне всеобщей борьбы с налоговыми уклонистами, ситуация меняется. Нынешние претензии эксперты и наблюдатели связывают с попытками оказать давление на неуступчивых мажоритарных акционеров и менеджеров этих компаний.

В качестве еще одной причины предъявления крупным предприятиям налоговых претензий в 2007 году эксперты Tax Group называют отсутствие детального законодательного регулирования налогообложения с учетом отраслевых особенностей деятельности компаний. Помимо нефтянки в сфере традиционного пристального интереса налоговиков на протяжении последних трех лет находятся связь и энергетика. Отметим, что суды по подобным "отраслевым" делам (правильнее сказать - десяткам однотипных дел), как правило, принимают сторону налогоплательщиков.

Подводя итоги, эксперты отмечают, что за период с 1999 по 2003 год (период охвата налоговыми проверками) ТОП-10 по сумме налоговых претензий выглядел значительно более внушительно. За период 2007 год - I квартал 2008 года первой десятке компаний предъявлено претензий на скромную сумму 43,6 миллиарда рублей (1,8 миллиарда долларов). Причем большая часть налоговых доначислений связана с раскрытыми схемами, которые крупные компании уже не применяют. Весьма вероятно, что через 2-3 года налоговые претензии к лидерам российского бизнеса будут ограничиваться небольшими "техническими" суммами, а основные налоговые риски останутся в сегменте малого и среднего бизнеса, который значительно медленнее проходит путь легализации.

Александр Ильин, начальник направления налогового права, финансов и кредита юридической фирмы "Частное право":

- Считаю, что крупные компании становятся более послушными власти, причем это далеко не всегда именно законопослушание. Власть показала бизнесу, что практически полностью контролирует ситуацию; при этом "хозяйствующим субъектам" предоставлены права вести "хоздеятельность", не затрагивая при этом политические и экономические интересы государства. Не думаю, что можно назвать серьезными для крупнейших налогоплательщиков федерального уровня (администрируемых номерными Межрегиональными ИФНС РФ по КН (отраслевыми) налоговые претензии в размере менее 0,5 миллиарда рублей. Доказывать необоснованность налоговой выгоды и недобросовестность налогоплательщиков согласно постановлению пленума ВАС РФ "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" обязаны именно налоговые органы, при этом состав необоснованности налоговой выгоды и недобросовестности весьма сложен и широк и подлежит доказыванию полностью.