15.04.2008 03:37
    Поделиться

    Экспериментальный морской рейс пройдет через северные порты Европы и России

    Изменить представление о северных портах как о недоступных в течение нескольких месяцев в году можно только практическим путем. Именно с этой целью будет организован пробный рейс по маршруту Северного морского коридора (СМК).

    Тестовая проводка груза по трассе СМК запланирована на второй-третий кварталы этого года. Предположительно, груз в контейнерах пойдет по маршруту Амстердам - Абердин - Тромсе - Киркенес - Мурманск - Архангельск. Рейс должен на практике доказать, что СМК - экономически выгодная трасса для перевозок в южном и западном направлениях.

    - Убежден, что результаты пробного рейса окажут положительное влияние на развитие грузопотоков по трассе СМК, - отметил заместитель полномочного представителя президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Евгений Лукьянов.

    Для грузоотправителей значимо все: время нахождения судов в пути и оформления груза, оперативность переброски его на железнодорожный или автомобильный транспорт, затраты на каждом этапе. Эта цепочка будет функционировать только в том случае, если все ее звенья заработают без сбоев.

    Экспериментальный рейс на практике планируется таким: корабль везет груз из Амстердама в Архангельск, здесь его перебрасывают в железнодорожные вагоны либо грузовики. Пока на каждом из этапов возможны свои трудности. Например, в Архангельском морском порту. Представители компаний-судовладельцев и экспедиторов утверждают, что их клиентов устраивает время оформления судов и грузов, а также скорость перевалки товара на железнодорожный транспорт: портовые мощности, например, контейнерного терминала позволяют делать все это быстро. Но если оформление занимает минуты, то захода линейных судов экспедиторы порой ждут по нескольку дней. Не радует и плохое состояние трассы М-8, по которой груз транспортируют в автомобилях. Не способствуют привлечению грузопотоков и самые высокие в России портовые сборы.

    Есть также ряд сдерживающих факторов, не связанных с сервисом. Порт расположен в дельте реки, и судовой канал ежегодно заносится песками. Приходится постоянно тратиться на дноуглубительные работы, и все же из-за недостаточных глубин порт не может принимать большегрузные суда. Максимально допустимая осадка - 9,2 метра. Все это приводит к тому, что порт сейчас загружен лишь на 40 процентов.

    Несмотря на небольшую загрузку действующего порта, областные власти пытаются продвинуть проект строительства нового глубоководного порта в губе Сухое море (район острова Мудьюг в Белом море). По мнению специалистов, это место идеально подходит для строительства новых "морских ворот". Еще один аргумент в его пользу - прокладка железнодорожной магистрали "Белкомур". По ней можно доставлять до 30 миллионов тонн груза, в то время как действующий порт может перерабатывать лишь до 4,5 - 5 миллионов тонн. Кроме того, федеральная служба по тарифам предоставляет железнодорожникам скидку на перевозку угля в Архангельск, и грузовладельцам экономически выгодно отгружать партии не менее 25 тысяч тонн. Использовать для этого выгодно суда с осадкой более девяти метров, которые сможет принять новый порт. Таким образом, считает заместитель директора департамента транспорта и связи администрации области Владимир Кочуров, проект строительства нового порта отвечает требованиям Северного морского коридора.

    Участники этого проекта детально оценивают возможности других портов, через которые могут пойти грузопотоки по СМК. Это и маленькие порты с большими перспективами Киркенес и Нарьян-Мар, а также крупный мурманский порт. Специалисты подчеркивают, что власти "морских" регионов должны не конкурировать между собой, а совместными усилиями искать выходы из сложных ситуаций.

    Такое взаимодействие откроет дорогу проекту. Вместе надо думать в том числе и о том, как наиболее эффективно организовать "тестовый" рейс по СМК. Одна из предполагаемых мер - освобождение судов в пробном рейсе от портовых сборов. Решение уже принято по порту Амстердам. Готовы ли к таким же действиям портовики Архангельска? Владимир Кочуров пообещал направить соответствующее обращение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

    Поделиться