17.04.2008 01:41
    Поделиться

    При организации похорон велик риск попасть в сети нечистых на руку дельцов

    Смерть близкого человека отодвигает на второй план по-вседневные хлопоты и проблемы. Скорбь затмевает разум, и этим пользуются невесть откуда взявшиеся дельцы.

    Немногие доподлинно знают, как организовать похороны. Зачастую в трудные часы родственники покойного готовы подписать любые бумаги, лишь бы не выглядеть в собственных глазах жадными и циничными. Растерянность клиента на руку фирмам, которые делают бизнес на ритуальных услугах. Пройдет несколько дней, прежде чем человек начнет подсчитывать, во сколько же обошлись ему похороны, и, возможно, поймет, как много он переплатил.

    Торг на краю могилы

    Как только человек умирает вследствие старости и болезни, собравшимся у его смертного одра родственникам начинают звонить агенты и предлагать "весь комплекс услуг по организации похорон". Самые расторопные приезжают еще до того, как врач засвидетельствует смерть. Сотрудники правоохранительных органов с возмущением рассказывали корреспонденту "РГ" о драке за право первым заключить договор, которую устроили между собой представители двух разных контор у подъезда, на глазах опешивших родственников. Откуда "ритуальщики" узнают о покойных? Да от тех же врачей или милиционеров, которые получают свой процент за вовремя переданную информацию, - работающие агенты сами говорят об этом.

    Обычные, в общем-то, городские похороны с помощью частного предприятия могут стоить родственникам свыше 30 тысяч рублей. На эти деньги по муниципальным расценкам можно достойно похоронить трех-четырех человек.

    Одна из самых распространенных статей расходов у предпринимателей - так называемые "услуги захоронения", которые могут стоить до десяти тысяч. Что под ними подразумевается - неизвестно. Прейскуранта нет.

    Если речь идет о доставке род-ственников на кладбище, то это транспортные услуги. Тогда возникает вопрос: а платит ли частник транспортный налог? Нет, не платит. Но деньги с клиента берет.

    Если это стоимость копки могилы, то на каком основании бизнесмен требует деньги за услугу, которую имеет право оказывать только муниципальный комбинат специализированного обслуживания (КСО), в чьем ведении все кладбища? Кстати, место на погосте тоже, по закону, предоставляется бесплатно.

    Наконец, если речь о цене доставки покойника до кладбища, возникает вопрос, а есть ли у предпринимателя для этого дорогостоящая специализированная машина. Нет, и машины у него нет. Их в Уфе всего две, и обе - у службы Скорой медицинской помощи. Поэтому частник возит умерших в нанятом по случаю "пазике". Увидите обычный пассажирский автобус, у которого на лобовом стекле из-под таблички с номером маршрута выглядывает другая, со словом "ритуальный", - знайте, в свободное время на нем, возможно, доставляют трупы.

    После отмены в 1999 году лицензирования салоны, которые до этого торговали лишь венками и памятниками, бросились оказывать ритуальные услуги. Тем более что в одной только Уфе ежедневно хоронят по 30 - 40 покойников. Так, "работая на опережение", частники захватили свыше 80 процентов рынка в столице республики и других крупных городах. Законодательные попытки депутатов упорядочить эту сферу бизнеса пока не увенчались успехом.

    - Нам не нужна монополия, - говорит Валентин Святынчук, директор МУП "Комбинат специализированного обслуживания Уфы", председатель Башкирской ассоциации предприятий ритуальных услуг. - Это в советское время комбинат спецобслуживания брал на себя сто процентов уфимских захоронений. Сейчас мы хороним 17 процентов умерших, производство и штат сокращены. И не собираемся никого вытеснять, иначе пострадают интересы граждан. Речь о другом - о развитии цивилизованного рынка услуг в интересах жителей Уфы. Разумеется, в этом случае частнику следует обзавестись соответствующим помещением, решить вопрос со спецтранспортом и обучением агентов.

    Места все меньше

    Проблема с местами для захоронений наиболее злободневна сегодня в Уфе. Из девяти кладбищ в мегаполисе осталось всего два действующих. Увы, их ресурсы невелики. При нынешних темпах (ежегодно из 14,5 тысячи умерших уфимцев около десяти тысяч хоронят на городских погостах. - Прим. авт.) Южного кладбища хватит еще на три года. На Северном землю пока выделяют, но рано или поздно там тоже возникнут проблемы. А на закрытых кладбищах можно делать только подзахоронения родственников - вторую могилу за старой оградкой.

    Проблему мог бы решить крематорий, но для его строительства нужно, по самым скромным оценкам, порядка 100 миллионов рублей. Эти сред-ства могут окупиться лишь через 10 - 15 лет. В любом случае конкретных планов по возведению крематория в Уфе нет. К тому же неизвестно, будет ли кремация популярна в регионе, где половина жителей соблюдает традиционные христианские и мусульманские обряды погребения.

    Правда, не предвидится проблем с погребением в сельских районах республики. Там все вопросы решаются на уровне поселковых советов. Похороны обходятся не в пример дешевле городских, из-за чего многие уфимцы предпочитают хоронить своих близких на деревенских кладбищах.

    Однако местные советы уже начинают беспокоиться, что из-за городских покойников их погосты растут слишком быстро и требуют новой земли. И хотя в данном случае выделить дополнительную площадь кладбищу просто, но тем не менее уход за ним - на плечах селян. В этом смысле показателен пример 2007 - 2008 года: три сельсовета Калтасинского района Башкортостана незаконно ввели плату за выделение мест на кладбище для захоронения умерших, не зарегистрированных на территории их поселений. С родственников каждого покойника "без прописки" чиновники брали от 100 до 500 рублей за место на погосте до тех пор, пока прокуратура не принесла протест на их законотворчество.

    Поделиться