17.04.2008 03:11
    Поделиться

    В уфимской исправительной колонии несут дежурство волкособы

    Около 13-й колонии под Уфой не услышишь собачьего лая: здесь охранники посерьезней - волкособы. Лишь по ночам они напоминают о себе протяжным сиплым воем.

    Волкособов в Башкортостане начали выводить благодаря случайному, в общем-то, стечению обстоятельств. У гастролирующего зооцирка в Уфе ощенилась волчица, и путешественники подарили одного пятинедельного детеныша кинологам Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний России по РБ.

    Через три года из маленького приемыша выросла сердитая волчица Джульетта. Она чуралась и людей, и овчарок, не подпускала к себе никого, кроме приручившего ее начальника кинологической службы ИК-13 Александра Султанова.

    Кинологи долго не могли найти ей пару. Пока наконец не появился Фарон, который и стал отцом всех волкособов.  Теперь, кстати, Джульетта гораздо лучше относится к собакам вообще.

    Из четырех народившихся щенков, которых волчица долго прятала от людей, выжили двое - Макс и Тарас. Сейчас им по два года, и они охраняют колонию. Десять месяцев назад у Фарона и Джульетты родились еще два волкособа: Арон и Шахиня. Арон оказался самым умным, обучаемым и, как следствие, перспективным; с ним кинологи занимаются по специальной программе.

    - Качества у волкособа очень хорошие, нюх просто феноменальный, - рассказал корреспонденту "РГ" Александр Султанов.  - По своему умственному и физическому развитию он превосходит собаку. Например, всегда отрабатывает след до конца, не теряет его. Не боится полосы препятствий, легко, с места перепрыгивает двухметровый забор. При этом очень сильный и неутомимый. Если овчарка после занятий на полосе препятствий устает и ложится, то этот, наоборот, готов весь день бегать и прыгать, но в будку не зайдет даже в лютый мороз. Подшерсток у него густой, телосложение мощное. Он и после отбоя еще долго ходит по клетке и жалуется, что с ним не играют.

    Но есть у волкособов качество, мешающее дрессировке. Они совершенно не доверяют человеку. На начальном этапе дрессировки стоило только кинологу на секунду ослабить контроль и потерять волкособа из вида, он тихо обходил человека и норовил напасть сзади. По словам кинологов пенитенциарной системы, сейчас главное - привить волкособам послушание, тогда будет легче нарабатывать все навыки собачьей работы.

    Недавно в колонии получили первое потомство от волкособа и немецкой овчарки, но разбавлять и дальше волчью кровь заводчики не хотят, ведь так могут быть совсем потеряны звериные качества. Гораздо интереснее попробовать получить потомство от вязки волка с волкособом. Но эта задача на далекую перспективу, а пока Александр Султанов и его помощники хотят максимально развить рабочие качества одаренного Арона. Он уже не только послушный сторож и охотник. Арон  находит наркотики, а в перспективе сможет распознавать и взрывчатые вещества. Научился он и с собаками ладить. Даже оказавшись на площадке один на один с разъяренным кобелем, этот "универсал" не идет на открытое столкновение, а ждет, когда пес успокоится. Как правило, собаке нужно несколько секунд, чтобы верно оценить ситуацию и присмиреть.

    Справка "РГ"

    Идея получить потомство от волка и собаки издавна не давала покоя людям. Но вывести животное, которое будет сочетать в себе собачью преданность и готовность исполнять команды человека с мощью и умом волка-охотника, оказалось непросто. Как ни странно, главным препятствием стали сами люди, которым не хватает времени и терпения кропотливо, из года в год заниматься выведением и отбором упрямых гибридов. Сейчас выведением волкособов последовательно занимаются только кинологи внутренних войск Перми и уголовно-исполнительной системы Уфы.

    Поделиться