18.04.2008 01:48
    Поделиться

    В Шипуновской женской колонии на Алтае осваивают бальные танцы и учатся разбираться в законах

    Общественный совет, созданный при управлении Федеральной службы исполнения наказаний в Алтайском крае, - единственный в стране, открывший общественную юридическую консультацию для осужденных исправительных учреждений. Первым делом юристы посетили женскую колонию № 6 в селе Шипуново.

    Раут за решеткой

    Шипуновская колония открылась на базе мужской в январе 2006 года. Содержится в ней больше тысячи женщин не только из Алтайского края, но и других регионов. Два года назад здесь побывали первые лица края и пообещали заключенным, что в скором будущем колония превратится в цветущий сад. Члены общественного совета прошлись с экскурсией по территории тюрьмы, но цветов так и не нашли.

    - Подождите немного, - опередил вопрос начальник учреждения полковник Нургазы Сумбембаев. - Теплее станет - все засадим, и будет у нас не колония, а цветник.

    Комиссию из Барнаула осужденные встретили праздничным концертом в актовом зале. Ведущая, представляющая участников программы, просто светилась от счастья.

    - Неужели нам действительно здесь так рады? - шептались члены комиссии.

    - Конечно, рады, и еще… она через четыре дня освобождается, - пояснили сотрудники колонии.

    Глядя на улыбающихся красавиц в шикарных бальных платьях, трудно было поверить, что в танце кружатся рецидивистки со стажем, а девушка, которая поет завораживающим голосом, продавала героин сотням молодых людей.

    Евгения Гордина и Марина Серова, исполнившие танец фламенко, поставили свой номер за два дня. Евгения на свободе профессионально занималась бальными танцами, а Марина научилась уже в колонии. Первая отбывает срок за жестокое избиение, вторая - за сбыт наркотиков. С момента образования колонии больше всего осужденных здесь традиционно сидит за наркотики, чуть меньше - за умышленное причинение вреда здоровью и убийство. Замыкают рейтинг грабежи и кражи.

    - В августе я надеюсь освободиться условно-досрочно, - едва отдышавшись после выступления, говорит Евгения. - А танцами мы занимаемся от тоски - надо же себя как-то веселить и утешать. Сегодня, к примеру, ради дорогих гостей пришлось оторваться от работы на швейной фабрике.

    Швейное производство - одно из основных в колонии. Заключенные шьют фартуки, наволочки, пододеяльники и мужские трусы - госзаказ от министерства обороны. Три месяца швеи ходят в учениках, а потом хочешь не хочешь - придется выполнять норму. За смену в восемь часов одна швея должна "настрочить" 56 фартуков. За свою работу женщины получают чуть больше тысячи рублей, но на лицевой счет им перечисляется четвертая часть от этой суммы. Остальное идет на содержание и другие расходы. В этом году колония закупила пошивочного материала почти на три с половиной миллиона рублей. Женщины взяли на себя обязательство обшить буквально все исправительные учреждения края.

    Даже в тюрьме женщины остаются женщинами: красят волосы, пользуются косметикой и ежедневно делают маникюр. Чтобы разнообразить монотонную жизнь, каждый месяц осужденные проводят творческие конкурсы. В этом году будут выбирать самую болтливую осужденную (она должна быстро и без ошибок произносить скороговорки), самую эрудированную (начитанную), самую высокую, низкую и длинноволосую. Последний конкурс традиционно выигрывают цыганки.

    По словам начальника колонии, у женщин-осужденных нет таких жестких нравов и конфликтов, как у мужчин. Могут ущипнуть или дернуть за волосы - большего, как правило, они себе не позволяют. Женщины стараются сделать колонию уютным домом, в котором все, как на воле. На территории колонии есть магазин, в котором можно купить любые продукты. Продавец Анна говорит, что чаще всего женщины берут у нее конфеты, печенье, чай и дорогие сигареты. В отличие от мужчин, они не жалеют денег на маленькие радости, поэтому и товарооборот в магазине ежемесячно превышает 350 тысяч рублей.

    Радости Рады

    Общественная юридическая консультация для осужденных начала работу ближе к вечеру. За бесплатной помощью к юристам обратились только семь женщин и все с похожими вопросами: как обжаловать приговор суда, как правильно написать надзорную жалобу и куда лучше. Сотрудники колонии сразу предупреждали, что за консультацией обратится мало заключенных. У них, мол, и своих консультантов хватает - больше 50 человек в колонии имеют высшее образование. Среди них есть юристы, адвокаты, а одна из женщин знает четыре иностранных языка. Говорят, что сейчас она усиленно изучает другие.

    Консультации нужны были неграмотным и юридически слабо подготовленным женщинам. В колонии есть общеобразовательная школа, которая работает по программе вечерней сменной школы для рабочей молодежи. Больше двадцати девушек здесь учатся с первого по третий класс. Многие из них и книг в руках не держали. Рада Антонова, к примеру, до того, как попала в колонию, даже букв не знала - наркотики были важнее школы. По крайней мере, так она думала раньше.

    - Я раньше даже деньги считать не умела, - смеется девушка. - А теперь все могу. Здесь же школу не прогуляешь...

    Сейчас Раде 24 года, она научилась в колонии читать и писать. Сокамерницы удивляются: девушка даже по ночам читает Библию и, конечно, женские романы. Скоро она освободится условно-досрочно. На свободе девушку ждут мама, братья, сестра и много соблазнов. Вернется она обратно в колонию или нет - зависит только от нее одной. За два года работы женской колонии повторно в тюрьму попали пока лишь 12 человек. На свободе они провели не больше трех месяцев.

    - Колония - это режимное учреждение, - говорит Нургазы Сумбембаев, - но мы стараемся обеспечить женщинам самые хорошие условия пребывания. Здесь можно получить образование и заниматься в творческих коллективах. У нас есть свое профессиональное училище, в котором обучают швей и кочегаров. Более 270 женщин учатся сейчас в общеобразовательной школе. Колония полностью работает в автономном режиме - мы сами топим, сами готовим пищу, имеем своих электриков, сварщиков и даже корреспондентов, которые пишут увлекательные журналистские материалы о жизни колонии. Радует, что основная масса женщин освобождается условно-досрочно. За три месяца из колонии было освобождено 174 человека.

    Комментарий

    Алексей Детков, председатель общественного совета при УФСИН края, кандидат юридических наук:

    - Общественный совет при УФСИН старается строить свою работу, непосредственно посещая исправительные учреждения. Задача совета заключается не столько в контроле за исполнением уголовных наказаний, сколько в оказании помощи учреждениям в части консультативного порядка. Одна из основных задач нашего приезда в женскую колонию - оказание бесплатных юридических услуг осужденным. Общественная юридическая консультация, как мы надеемся, для многих заключенных может стать спасательным кругом. Ни в одном управлении службы УФСИН России такого подразделения до сих пор не создано.

    Поделиться