25.04.2008 01:19
    Поделиться

    Алтайские инвалиды по зрению просят чиновников не закрывать глаза на их проблемы

    Инвалиды по зрению просят чиновников не закрывать глаза на их проблемы

    В Сибирское представительство "Российской газеты" в Барнауле обратилась руководитель Алтайского краевого отделения Всероссийского общества слепых Светлана Борисова. Она считает, что в последнее время инвалидов по зрению ущемляют в правах.

    Санаторий противопоказан

    Евгений Домашнев полностью потерял зрение в восемь лет. Врачи поставили ему неправильный диагноз, потом неудачно прооперировали. С тех пор вот уже больше тридцати лет Евгений со своими больными глазами к врачам старается на глаза не попадаться. В декабре прошлого года он прошел переосвидетельствование медико-социальной экспертизы и с записью в индивидуальной программе реабилитации обратился в поликлинику.

    Все, что хотел инвалид, - взять справку на получение путевки в один из специализированных санаториев Всероссийского общества слепых. Врачи ему отказали на основании того, что у Евгения к санаторно-курортному лечению есть противопоказания.

    - Не измеряя давление, не проводя никаких обследований и не имея от меня жалоб, медики поставили мне диагноз "глаукома", - удивляется Евгений Домашнев. - Я спросил, в чем заключаются противопоказания? Ответили, что в санатории с таким заболеванием может, к примеру, подскочить давление, которое у меня вот уже тридцать лет находится в норме. Вынося решение, врачи пользовались рекомендациями министерства здравоохранения.

    Инвалидность Евгений Домашнев получил в середине 1970-х годов. Врачи не знают, почему он не видит, и "по старинке" пишут тот диагноз, который ему поставили в детстве и который привел его к такому состоянию.

    Право на книгу

    - Среди нас нет ни одного человека, кто был бы доволен работой органов социальной защиты или медицинских учреждений, - говорит Светлана Борисова. - Всякий раз мы бьемся головой о стену. Это касается и оформления документов в санаторий, и получения лекарств, и качества медицинского обслуживания.

    Чтобы получить индивидуальную программу реабилитации (ИПР), незрячим людям нужно появиться в своей поликлинике не меньше 10-15 раз. Эта программа фактически дает слепому право называться инвалидом и разрешает пользоваться средствами реабилитации: тростью, лупой или тифлосредствами (специальными магнитофонами).

    1 января вступила в силу четвертая часть Гражданского кодекса, которая защищает права авторов информационных материалов и, как оказалось, ограничивает доступ к литературе незрячих и слабовидящих людей. Теперь из краевой специализированной библиотеки для незрячих запрещается выдавать "говорящие книги" читателям на дом. Подразумевается, что за пределами библиотеки читатели могут преступить закон - скопировать и растиражировать информационный материал, тем самым нарушив права автора.

    Эта новость вызвала бурю негодования среди инвалидов по зрению. У незрячих людей уходит минимум два часа на поездку до библиотеки. Одна "говорящая книга" в среднем звучит от 14 до 50 часов, которые инвалид должен отсидеть на стульчике в библиотеке. Теперь инвалиды покупают диски на собственные средства.

    - Раньше во Всероссийское общество слепых тифломагнитофоны поступали централизованно, - объясняет Борисова. - Сейчас, чтобы человеку получить такой магнитофон, необходимо пройти медицинское переосвидетельствование: сдать анализы, обойти всех врачей и с посыльным листом появиться в бюро медико-социальной экспертизы. Получается, что врачи решают, разрешить мне читать книги или нет...

    Далее "разрешительные" документы нужно сдать в Фонд социального страхования, который поставит слепого в очередь на тифлоприбор. Когда он поступит - неизвестно. Инвалиды ждут по году, по два, а потом, как и с дисками, заказывают магнитофоны на собственные деньги. В этом году для слепых пришло пять "социальных" тифломагнитофонов, а в очереди стоят 700 нуждающихся.

    - В Фонде социального страхования нас почему-то не информируют, когда поступят тифлосредства, - недоумевает инвалид по зрению Сергей Чугунов. - Мне, к примеру, нужен был аппарат для плоскопечатного текста, и я очень долго его не мог получить. В последний раз мне пришла отписка с просьбой подождать, так как им, цитирую, "нужно уточнить, что именно относится к тифлосредствам". Был и другой случай: меня вызывали в ФСС в праздничный день - 23 февраля.

    Сквозь лес проблем

    Проблемы незрячих растут как снежный ком. По "мере поступления" они решаются, но инвалиды говорят, что на одну решенную приходится примерно три-четыре новых. Слепым запретили пользоваться факсимильной подписью, и теперь многие ломают голову, как, к примеру, получить пенсию в сбербанке. В принципе, разрешается оформить доверенность на другого человека, но тогда рискуешь вообще не увидеть своих денег. Можно себе представить, сколько у нас одиноких людей, которым фактически не оставляют никакого выбора.

    У инвалидов по зрению возникают проблемы с получением в аптеке необходимых льготных препаратов из федерального списка. Вот уже который год незрячие пытаются пробить вопрос о записи на прием к врачу в поликлинике по телефону. После ряда совещаний "заинтересованных сторон" в барнаульских поликлиниках появились объявления, что инвалиды по зрению первой группы записываются на прием к врачу вне очереди. Вроде бы помогли, но хватит ли совести и решимости у слепого встать в очереди впереди стариков и других больных людей?

    Компетентно

    Евгений Акимов, заместитель руководителя ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Алтайскому краю":

    - Озабоченность людей понятна, но ведь медицинское освидетельствование предусмотрено законом. Врачи не рассуждают, дать или не дать тифлосредства, а определяют, есть показания или их нет. Методические рекомендации, которые имеются по санаторно-курортному лечению, - это единственный документ, на основании которого определяются показания и противопоказания. Мы приглашали представителей Всероссийского общества слепых и объясняли, что такое противопоказания - это неспособность слепых самостоятельно себя обслуживать. Есть санатории ВОС, в которых для этой категории больных предусмотрены все условия. Они не могут получить путевку в обычные санатории, если у них нет острых сопутствующих заболеваний. Проблема в том, что практически у всех слепых нет показаний на инвалидность для того, чтобы направить их в санаторий по программе реабилитации. Между тем, мы указываем в ИПР те мероприятия, которые по закону способствуют уменьшению ограничений жизнедеятельности и которые явились основанием для инвалидности. Есть другие пути получения путевки - через лечащих врачей, которые занимаются всеми патологиями.

    Валентина Шадрина, начальник информационно-методического отдела главалтайсоцзащиты:

    - Для решения наиболее острых вопросов жизнеобеспечения инвалидов в 2005 году был создан Координационный совет по делам инвалидов при главе администрации края. Совет является межведомственным органом и подразумевает тесную работу всех составляющих его структур. Вообще, в последние годы проблемам инвалидности, в том числе инвалидам по зрению, уделяется повышенное внимание, все больше эти проблемы становятся приоритетными в области социальной политики администрации края. К сожалению, в среде общественных организаций инвалидов еще присутствуют элементы иждивенчества, в то время как органы исполнительной власти имеют право оказывать финансовую поддержку только в рамках существующего законодательства. При этом в сложных жизненных ситуациях инвалидам незамедлительно оказывается материальная помощь из средств краевого бюджета.

    Главалтайсоцзащитой совместно с краевой организацией ВОС заключено соглашение о совместной деятельности в области защиты прав инвалидов, решении их социальных проблем, а также деятельности, направленной на повышение роли инвалидов в общественно-политической, экономической, социальной и культурной жизни общества.

    Поделиться