30.04.2008 03:44
    Поделиться

    Несмотря на растущую господдержку, жизнь малого бизнеса на Алтае по-прежнему напоминает бег с препятствиями

    В регионе будет создан фонд прямых инвестиций в экономику. Претендовать на средства фонда (порядка 200 миллионов на первоначальном этапе) смогут и представители малого бизнеса. Но это в теории. На практике сложности у предпринимателя возникают уже на этапе регистрации предприятия.

    Проблемы с получением кредита, административные барьеры - такие "трудности роста" не все начинающие предприниматели выдерживают. Что делается в крае, чтобы малый бизнес мог дышать свободнее? Об этом шел разговор во время "Делового завтрака" в Сибирском представительстве "Российской газеты" в Барнауле, на который были приглашены: заместитель начальника управления по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры администрации края Андрей Паньков, председатель Алтайского союза предпринимательства Павел Нестеров и исполнительный директор Алтайского банковского союза Антон Слободчиков.

    Российская газета: С прошлого года начал реально работать региональный центр поддержки предпринимательства. Создан сайт, с помощью которого начинающие предприниматели в любом уголке края могут оперативно получить профессиональную консультацию, построена сеть информационно-консультационных центров в муниципалитетах края. В Барнауле и Бийске открылись бизнес-инкубаторы, региональный и муниципальный. Есть ли уже данные, свидетельствующие о практической пользе предпринятых мер?

    Андрей Паньков: В настоящее время мы как раз налаживаем совместную работу центра поддержки предпринимательства и ИКЦ. Из бюджета края было выделено пять миллионов рублей, на которые закуплены и переданы в муниципалитеты оргтехника и мебель для информационно-консультационных центров. Завершается процесс заключения соглашений между муниципальными образованиями и управлением по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры об обеспечении деятельности ИКЦ. Кроме того, открывшийся 31 марта сайт центра поддержки предпринимательства охватывает практически весь спектр информационных услуг - банковских, консалтинговых, вплоть до содействия в поиске партнеров по бизнесу, в реализации продукции.

    Предварительные итоги уже можно подвести. В Алтайском бизнес-инкубаторе, который нацелен на поддержку начинающих предпринимателей, открыли офисы 16 предприятий малого бизнеса, им предоставлено 72 рабочих места. Кроме того, гарантированы информационная и консультационная поддержки, аренда помещений на льготных условиях. Предпочтение отдаем предприятиям, работающим в сфере производства и инноваций. С предприятиями заключается договор на три года, по истечении которых они уже должны, по идее, окрепнуть и стать самостоятельными. Существует оценочная планка: "инкубаторное" предприятие должно отчислять в бюджет в виде налогов не менее 500 тысяч рублей. В реальности оказалось, что втрое больше - уже порядка 1,5 миллиона.

    РГ: Сами предприниматели как оценивают работу властей по поддержке в регионе малого бизнеса?

    Павел Нестеров: В принципе, положительно. ЦПП и сеть ИКЦ, конечно, необходимы. Но не стоит на этом зацикливаться. Серьезной остается проблема взаимоотношений предпринимателей с администрацией, надзорными структурами, правоохранительными органами. Ведь только федеральных, надзирающих за малым бизнесом ведомств мы насчитали 57, а с местными, не удивлюсь, если за сотню перевалит. В таком окружении, согласитесь, предпринимателя не назовешь свободным. На мой взгляд, есть смысл создавать общественные структуры - предпринимателям нужно помогать, отстаивать их интересы. Взаимоотношения с властью и ведомствами должны стать более открытыми. Некоторые главы муниципалитетов весьма инертны в вопросах поддержки предпринимателей в своем районе, городе, даже оказывают на малый бизнес давление.

    РГ: Разве не странно, что глава, скажем, сельского района, причем совсем не богатого, абсолютно не заинтересован в развитии малого бизнеса?

    Нестеров: Но это так, к сожалению. Глава, по сути, должен быть менеджером. Многие же, вероятно, по старинке рассчитывают исключительно на государственные дотации. Господдержка есть, но предоставляется она на условиях софинансирования, и это правильно. Если захотеть, бизнес-инкубаторы в каждом районе можно создать, ничего в этом сложного нет. Но работать надо и работать по программе!

    РГ: Но они же есть почти во всех муниципалитетах! Правда, на недавнем совете при губернаторе эксперты дали заключение, что многие программы - пустые.

    Нестеров: Прослеживается такая тенденция... Программы пишутся для отчетности "наверх". Но хотел бы напомнить, что действует федеральный закон о государственном прогнозировании и индикативном планировании, по которому можно - и должно - оценивать работу главы администрации муниципального образования.

    РГ: Допустим, показатели оказались хуже некуда. Что дальше?

    Паньков: Каждый глава подписал с администрацией края специальное соглашение, и хочет или не хочет, но он будет работать в направлении развития малого бизнеса.

    РГ: А если все равно ничего не делает, хоть и должен? Мало ли примеров?

    Нестеров: Полностью с вами согласен. К сожалению, по федеральному законодательству о разграничении полномочий снять нерадивого и некомпетентного руководителя губернатор не может. Глава ведь не был назначен, он победил на выборах.

    Паньков: Да, но люди же, избиратели, все видят. И там, где предприниматели не видят никакой помощи от местной власти, они консолидируются против такого руководителя. И поддержки от населения этот человек уже не получит.

    РГ: Борьба за ликвидацию пресловутых административных барьеров ведется, бог знает, сколько лет, но толку немного. Можно ли хоть как-то оградить предпринимателей от давления нечистых на руку чиновников?

    Паньков: У контролирующих структур есть обязанности, которые просто нужно исполнять. Для этого им выделяются бюджетные средства.

    Нестеров: Думаю, что это даже и не самое главное. Беда наша в том, что страна забюрократизирована. Разные контролирующие структуры предъявляют к предпринимателю порой взаимоисключающие требования! Вневедомственная охрана говорит - поставить решетки на окна, пожарные - снять немедленно! Несмотря даже на то, что у предпринимателя (реальный случай) в торговом павильоне, совсем небольшом - уже есть целых три эваковыхода! Или такое еще требование - чтобы дверь обязательно наружу открывалась. Только у нас так, во всей Европе - внутрь. Это ведь удобно, разумно. А ведь там не меньше о пожарной безопасности думают. Если всем циркулярам следовать, лучше сесть и вообще ничего не делать.

    Подвижки некоторые все же есть. С Роспотребнадзором, например, сегодня удается находить взаимопонимание - по крайней мере, чтобы требования к предпринимателям не были чрезмерными. Алтайский союз предпринимателей заключил соглашение с прокуратурой, в стадии подготовки - с Ростехнадзором. И все-таки одно дело находить взаимопонимание с руководителем надзорной структуры, и совсем другое - с его подчиненными на местах.

    Паньков: Тем и хорошо объединение предпринимателей, что от него просто так не отмахнешься, как от "одинокого" предпринимателя.

    Нестеров: Еще одна важная тема, проблемная - саморегулируемые организации (СРО). В цивилизованном мире именно СРО выполняют надзорные функции. И прекрасно с этим справляются. Если предприниматель не выполняет требования СРО, его из организации исключат. И тогда у него возникнут серьезнейшие проблемы с реализацией, продвижением товара, другие сложности. Но у нас о СРО больше говорят.

    РГ: Чтобы открыть дело, нужно пройти все инстанции. Но для того чтобы бизнес развивался дальше, нужны деньги, кредиты. Для поддержки малого и среднего бизнеса в регионе в конце прошлого годы был создан Алтайский гарантийный фонд. Достаточно ли активно банки участвуют в реализации краевой программы поддержки предпринимательства?

    Антон Слободчиков: Свое место в общей структуре поддержки предпринимательства банковский союз сегодня нашел. Алтайский гарантийный фонд - проект для регионов России новый, можно считать, пилотный. Эта некоммерческая организация занимается исключительно выдачей поручительств. Материальный ресурс фонда, состоящий из средств федерального и регионального бюджетов, составляет сегодня 50 миллионов рублей, в следующем году он будет увеличен. Фонд выдал уже четыре гарантии, немного пока, конечно. Интерес к работе с фондом подтвердило подавляющее большинство работающих на Алтае банков.

    Впереди огромный объем работы - под категории малого и среднего бизнеса подпадают, по разным оценкам, от 80 до 90 процентов предприятий Алтайского края. Еще недавно банки очень настороженно смотрели на малый бизнес. Сегодня редкий банк не имеет своей программы финансирования малого и среднего бизнеса.

    РГ: Но бизнес, тем более малый и только зарождающийся, - дело очень рискованное. Банк же стремится любые риски минимизировать. Станет ли финансово-кредитная поддержка со стороны банков массовой?

    Слободчиков: Мы несем ответственность за ресурсы, которыми нас наделила краевая администрация. И, конечно, будем стремиться к тому, чтобы избежать риска невозврата средств банку. Но поддержку будем расширять.

    РГ: Предпринимателю по-прежнему сложно получить кредит?

    Нестеров: Становится легче. Но уж точно не для сельских предпринимателей. Во многих сельских районах некоторые банки ликвидировали свои филиалы. Чтобы оформить обязательную кучу справок для получения кредита, приходится ехать в город, порой за сотни километров. И ездить много раз.

    РГ: В крае действует программа субсидирования части банковской процентной ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса. Насколько она эффективна?

    Нестеров: Подлежащая субсидированию сумма выросла с 500 рублей до пяти миллионов (в сферах производства и услуг) и до трех миллионов (для торговли и общепита). Заявок от предпринимателей очень много, их рассматривает малая инвестиционная комиссия, в которой участвуют общественные объединения предпринимателей, банковские структуры, управление по развитию предпринимательства. Но хотелось бы, чтобы в малый и средний бизнес шли также и длинные деньги. Банки к этому пока, видимо, не очень готовы. Но без серьезных инвестиций мы не получим развитую экономику.

    Слободчиков: Банки работают не только со своими деньгами, но с деньгами акционеров. И требования к заемщикам обусловлены необходимостью защиты интересов населения - наших вкладчиков.

    Что касается "длинных денег", то хочу сообщить, что на днях состоялось заседание Координационного совета по банковской деятельности при губернаторе края. Речь на нем шла о создании в крае фонда прямых инвестиций. Он будет располагать достаточным объемом средств для финансирования, на первоначальном этапе - порядка 200 миллионов рублей. Это принципиально иной подход к инвестированию, в том числе на инновационные цели. Поддержка малого и среднего бизнеса в крае усиливается.

    Поделиться