Прославленный ветеран военного флота отметил 80-летний юбилей

Адмирал Владимир Николаевич Чернавин из тех, про кого обычно говорят: "Этот человек вобрал в себя целую эпоху".

Звучит, быть может, несколько высокопарно. Но про Чернавина точнее не скажешь. Из 80 лет жизни более шести десятилетий он отдал Военно-морскому флоту. У моря родился, на море служил и, даже уйдя в отставку с поста главкома ВМФ, с морем не расстается - со дня основания в 1992-м Межрегиональной общественной организации "Союз моряков-подводников" Чернавин - ее бессменный председатель. А еще Владимир Николаевич профессор Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, автор нескольких научных трудов и книг по истории флота.

Люди, близко знающие адмирала, утверждают, что по его биографии впору писать приключенческие повести. Один поход субмарины К-21 подо льдами Арктики чего стоит! В 1962 году эта лодка под командованием Чернавина впервые в российской истории совершила 50-дневную автономку.

Север с его ледяными просторами и суровой красотой покорил душу будущего адмирала еще в лейтенантскую юность. Сюда он приехал после окончания Ленин градского военно-морского училища имени Фрунзе. Здесь принял под командование свою первую дизельную лодку, здесь освоил первый атомоход. Вообще переездами с флота на флот судьба Чернавина не баловала. Зато за тридцать "арктических" лет он обжил практически все северные морские гарнизоны. Именно Север открыл ему путь на капитанский мостик ВМФ, на Севере он заслужил звание Героя Советского Союза.

- Я служил под началом Владимира Николаевича с 1969 года, - вспоминает адмирал Эдуард Балтин. - Тогда он был еще капитаном 1 ранга, командовал дивизией. Это был очень грамотный офицер и руководитель, который сумел создать сплоченный коллектив. Но главное он воспитал отличных командиров.

Мы как раз осваивали новую технику - ракетные подводные крейсера стратегического назначения второго поколения. Вся дивизия приняла их на вооружение, и главная учеба шла в море. Чернавин кабинетному общению предпочитал морскую практику. Со мной он тоже неоднократно совершал выходы в море, в том числе на отработку задач боевой подготовки.

В дивизию я перевелся старшим помощником, а в 1971 году Владимир Николаевич представил меня на должность командира лодки. Запомнилась такая деталь. В море Чернавин не вмешивался в действия командира до тех пор, пока его ошибка не грозила аварией или катастрофой. Его спокойствие и рассудительность вселяли в нас уверенность. В то же время Чернавин не боялся оправданного и четко просчитанного риска. Думаю, что эти качества и приносили желаемый результат. Хотя, повторюсь, в то время шло освоение новой техники, учеба обходилась без аварий и серьезных ЧП. А ведь мы очень много плавали.

То есть у меня о Владимире Николаевиче еще в те годы сложилось очень хорошее впечатление. И, наверное, не только у меня. Чернавина повышали в должности практически каждые два года.

Добавим, что главкомом ВМФ Владимир Николаевич стал в 1985-м, и в истории страны он останется последним руководителем советского Военно-морского флота.