В Москве сыграли на инструментах эпохи Баха

В концертном зале им. П.И. Чайковского выступил знаменитый ансамбль старинной музыки Collegium Vocale Gent под управлением Филиппа Херрвега. Бельгийский коллектив, объединяющий под своей крышей хор и оркестр старинных инструментов, исполнил программу из трех кантат Иоганна Себастьяна Баха.

Collegium Vocale уже выступал в России четыре года назад, когда Бах впервые зазвучал на Пасхальном фестивале. Исполненные тогда величественные "Страсти по Матфею" стали украшением "Дней Баха в Москве". На этот раз программа была менее масштабной, но стиль Collegium Vocale остался вполне узнаваемым - Бах Филиппа Херрвега звучит по-особенному тепло и лирично. В интерпретации бельгийского ансамбля нет ни капли ложной патетики, ты как будто вступаешь в разговор с добрым знакомым. Этот собеседник, конечно, много умудренней тебя, но вовсе не отдаляется от тебя своим превосходством, а, напротив, рад поделиться добрыми вестями.

Кантаты Баха писались на определенные праздники и содержат отсылки к соответствующим местам из Библии. Как и другие композиторы-современники, Бах порой использовал фрагменты из своих более ранних сочинений. Так, в открывавшей концерт Пасхальной оратории звучат оркестровые номера, хоры и арии из "Пастушеской кантаты". В этом удивительном феномене весь Бах, его мировосприятие: между духовной и светской музыкой нет почти никакого различия: орган или гобой д аморе может точно так же славить небесные силы, как и человеческий голос. "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего", - с этих слов начинается кантата на второй день Пятидесятницы, также прозвучавшая в концерте. В этой жертве нет трагической обреченности, музыка светла и возвышенна, и именно здесь, наверное, зашифрован смысл баховского послания современникам и нам, счастливым потомкам: мир прекрасен и гармоничен, надо только стереть случайные черты.

Прошлый приезд Collegium Vocale запомнился участием в концерте первоклассных солистов. На этот раз Филипп Херрвег познакомил нас с новой четверкой замечательных певцов. Сопрано Доротея Милдс, тенор Ян Кобов, бас Штефан Маклауд и контратенор Дамиен Гюйон показали себя подлинными единомышленниками дирижера. В их пении красота звука сочетается с точной фразировкой, логика и расчет - с искренней непосред ственностью. Collegium Vocale Gent, чья история насчитывает уже почти четыре десятилетия, по-прежнему в блестящей форме.

После концерта основатель и бессменный руководитель коллектива Филипп Херрвег ответил на вопросы "РГ":

Российская газета: Музыка Баха в исполнении Collegium Vocale звучит очень интимно, лично - так, как будто вы хорошо знакомы с автором. Каким был ваш путь к Баху?

Филипп Херрвег: Об этом в двух словах не расскажешь. Прежде всего мне кажется очень важным, что мы используем аутентичные инструменты, относящиеся к эпохе, когда жил композитор. Уже это одно рассказывает нам о Бахе очень многое. Во-вторых, мы очень много играли музыку предшественников Баха, к примеру, Шютца. Это позволяет понять исторический ландшафт, в котором существует музыка Баха. Наконец, мы исполняем музыку Баха небольшим составом - как это делал сам композитор. У Баха ведь в хоре было всего двенадцать человек. Все музыканты Collegium Vocale обладают огромным опытом, каждый из них может вести соло.

РГ: Да, и это по-настоящему удивительно. Мы привыкли к тому, что старинные инструменты по-настоящему хорошо звучат лишь в камерном простран стве. Что помогает вам ощущать себя в эпохе Баха с такой свободой? Может быть, многовековая история Гента, где вы родились и живете?

Херрвег: Да. Хотя в нашем ансамбле собраны музыканты со всей Европы: из Чехии, Франции, Польши, Голландии...

РГ: Издавна повелось, что музыканты, исполняющие старинную музыку, также интересуются современными авторами, оставляя в стороне композиторов XIX века. Вы же играете сочинения романтиков: Шумана, Мендельсона. Расширяют свой репертуар и многие ваши коллеги: Марк Минковски, Николаус Арнонкур. Значит ли это, что аутентичный подход утратил для вас прелесть новизны?

Херрвег: Вместе с моими друзьями, многие из которых выступали сегодня, мы создали большой оркестр - я имею в виду нормальный симфонический оркестр с 16 первыми скрипками и полным составом инструментов. Мы играем не только Шумана и Мендельсона, но и Бетховена, Малера, Дебюсси. Сейчас меня особенно привлекает Брукнер. Но в основе наш подход остается прежним: на инструментах того времени, когда жил композитор.