15.05.2008 03:21
    Поделиться

    Курсанты из Татарстана впервые сдают экзамены в бою

    После 12-летнего перерыва в Казанском высшем артиллерийском командном училище (КВАКУ) вновь стали принимать государственные экзамены непосредственно на поле сражения.

    Это было сделано с одной целью - улучшить качество подготовки военных.  До этого долгие годы курсанты имитировали бой на макетах и тренажерах в стенах училища, в этом году для экзаменов подготовили настоящие орудия, боевые снаряды и даже привлекли подразделение из солдат-срочников и офицеров, которые исполнили роли противников. Понюхать пороху вместе с выпускниками училища, которые уже через два месяца отправятся служить Отчизне в разные концы нашей страны, выдвинулись и корреспонденты "Российской газеты".

    Отправляясь на полигон, мы не думали, что здесь все будет "по-взрослому". Курсантам едва стукнуло 20 лет, у многих лица еще мальчишеские, а они уже ведут в бой за собой таких же парней. В подчинении у будущих лейтенантов - четверокурсники. За жизнь каждого из них выпускник отвечает лично. Это обязательно отразится на итоговой оценке. Пока что курсанты играют роль командиров взвода, машины или орудия, но через два месяца они ими уже станут по-настоящему.

    - Вставить снаряд в пушку и попасть точно в цель - всего лишь полдела, - комментирует происходящее замполит КВАКУ Дмитрий Литвинов. - От выпускников требуется грамотно дать распоряжение подчиненным и провести точные расчеты. А это уже высшая математика! На орудиях стоят ограничители, чтобы ствол не ушел в сторону. Если повернуть орудие чуть вправо, снаряд накроет наш аэродром, если поднять чуть выше, под обстрелом окажется мост в Сорочьих Горах. Дальность полета снарядов достигает 17 километров. Не смотрите, что полигон не очень большой, он вполне позволяет вести настоящую боевую стрельбу. Для окружающих это абсолютно безопасно. Несмотря на то, что стреляют боевыми снарядами, пороховые заряды гораздо меньше, чем обычно. Да ведь и люди они обученные, за пять лет освоили попадание точно в цель.

    Пока наблюдатели - начальник училища, профессора военных кафедр и ветераны Великой Отечественной войны - меняют дислокацию, чтобы с более выгодной точки понаблюдать за происходящим, на колонну из пяти боевых машин нападают де-сантники. Ответный огонь отражает атаку противника. Когда курсанты добираются до огневых позиций, здесь их уже ждут выстроенные в ряд пушки. За ними полевой наблюдательный пункт, откуда поступают сведения о месторасположении "противника". Сегодняшняя цель - всего лишь большая яма, или, как ее называют сами артиллеристы, "котел", который находится в 3-5 километрах от огневой позиции.

    Молодой командир, курсант Дмитрий Петунин, нисколько не волнуется. Он совершенно спокойно делает карандашом заметки, буквально несколько секунд производит расчеты и так же хладнокровно отдает команды. У артиллеристов, как и у саперов, нет права на ошибку. Неправильно заряженный снаряд может разорваться прямо в стволе орудия.

    - Первый?

    - Готов!

    - Огонь!

    Раздается оглушительный взрыв, полигон накрывает черный дым, земля поднимается в воздух на несколько метров и накрывает всех, кто находится в непосредственной близости от огневых позиций. От запаха гари с непривычки трудно дышать. Хорошо еще, что от грохота спасает шлемофон, который нам выдали, перед тем как отправили на "войну". Головы курсантов покрыты только касками. Спустя полчаса уже привыкаешь к тому, что всюду разрываются десятки снарядов, и понимаешь, что шлемофон уже не нужен. Не замечаешь, как переходишь на крик. Даже после "сражения" еще долго разговариваешь на повышенных тонах.

    Без пяти минут лейтенант Петунин вырос в семье военных: отец - летчик, мать - связист, старший брат несколько лет назад окончил артиллерийское училище.
    - Никто в нашей семье никогда не настаивал на том, чтобы я стал военным, - рассказывает Дмитрий. - Но я с детства знал, что защищать Родину - святая обязанность всех мужчин. Поэтому никогда не сомневался, что пойду по стопам своих родителей.

    Дмитрий хотел бы продолжить службу на Северном Кавказе, но пока не уверен, что его туда распределят. Но это вполне возможно, ведь у курсантов есть право выбора.

    Комментарий

    Сергей Михайлов, начальник КВАКУ, полковник:

    - Прежде всего этим преимуществом могут воспользоваться отличники, а их у нас из двухсот курсантов - двадцать человек.  Они сами выберут из списка частей, предложенных минобороны, ту, где будут служить. Нет на карте России такой точки, где бы не было наших выпускников. Остальных распределят по оставшимся воинским частям.

    Носить военную форму будущим лейтенантам-выпускникам Казанского высшего артиллерийского командного училища предстоит еще как минимум пять лет. После чего они сами должны решить, остаться в армии или вернуться на гражданку. Естественно, не все сто процентов выпускников заканчивают службу генералами, но большинство курсантов заключают последующие контракты и продолжают служить.

    Поделиться