Это первые гастроли в России Токийского национального музея, старейшего в Японии и одного из ведущих в мире.
В ближайшие два месяца Боровицкий холм будут штурмовать жаждущие приобщиться к культуре Японии, модой на которую охвачен весь мир (по слухам, имущие россияне уже приобретают там за миллионы самурайские клинки). В музеях Кремля решили всерьез разобраться, кто же такие эти самураи, впервые пришедшие в российский арт-контекст с киноэкрана благодаря Акире Куросаве. На выставке мы видим их не только как воинов, чтящих кодекс чести бусидо, но и как актеров и драматургов театра, как интеллектуалов, писавших стихи, обученных каллиграфии, музыке и танцу.
В Москву прибыло более 70 памятников, повествующих о культуре самураев на протяжении десяти столетий. Заодно привезли раритеты китайской работы, аналогов которым в самом Китае не сохранилось.
Легендарные древние клинки, устрашающие шлемы, доспехи затейливой конструкции в Успенской звоннице расставлены каждый в отдельной витрине, чтобы ничто не мешало рассмотреть его во всех подробностях. Японцы оценили искусную подачу, придуманную в Москве: стали четко видны детали, которые в Токио скрадывает слабое освещение (таковы правила хранения!). Там мечи лишь загадочно мерцают в полутьме, тогда как в Кремле они буквально засияли на белой ткани подставок в форме горы Фудзи.
Даже в долгосрочной программе "Королевские и императорские сокровищницы в Московском Кремле", показавшей раритеты и шедевры Лувра, музея Гугун в Пекине и прочих знаменитых дворцов-музеев, этот проект стоит на особом месте.
Сразу столько реликвий национальной истории, внушающих японцам священный трепет, никогда не вывозилось за пределы Страны восходящего солнца. Судите сами: из трех клинков, возглавивших в 1719 году список прославленных мечей - а их собирали в Японии с XV века, с почетом храня во дворцах, - два сегодня находятся в Кремле. Выкованный в XIII веке мастером Сукэдзанэ меч тати имеет официальный статус Национального сокровища (таких предметов в Японии не больше тысячи). Два других чуда древней дизайнерской мысли столетием моложе: катана работы Масамунэ и тати от Морицугу - "предметы культурного наследия особой важности". Рядом - реликвия 1000 года, старейший из сохранившихся в стране меч мастера Ясуцуна. Медитируя, можно неспешно сравнивать нюансы в изгибе и длине клинков, разглядывать на отточенных лезвиях "души воина" хамон (это линия, очерчивающая закаленную часть клинка), автор-ские надписи, узоры "древесные волокна" и "морские волны"...
Но можно ли даже столь совершенным оружием победить воина, защищенного хараками - доспехом XV века, где тонкие подвижные пластины из железа и бычьей кожи хитроумно оплетены разноцветным шелковым шнуром?
Когда в Японии наступил мир, умельцы переключились с доспехов на игрушки-трансформеры. В Патриаршем дворце извивающийся железный дракон открывает "мирный" раздел выставки. Вне поля брани воинам были нужнее маски и шитые золотом костюмы театра, но письменные приборы, атрибуты чайной церемонии (ложечка из бамбука четыре века хранит имя своего творца). В мирное время ценились живописные пейзажи на ширмах, узорчатые шелка дамских одеяний, золоченые коробочки для лекарств - утонченность прежде всего.