Братья Дарденн вернули бельгийскому кино мировую славу: четырежды участвовали в конкурсе Каннского фестиваля и все четыре раза уезжали победителями, причем дважды получили Золотые пальмовые ветви за "Розетту" и "Дитя". Теперь они снова стали лауреатами - уже как драматурги: их социальная драма "Молчание Лорны" завоевала приз за лучший сценарий.
Героиня картины, молодая албанка Лорна, чтобы стать гражданкой Бельгии, вступила в фиктивный брак с наркоманом Клоди. Это все ей устроил (разумеется, небескорыстно) некий Фабио. Теперь Фабио хочет с ее помощью содрать хороший куш за новый фиктивный брак: какой-то русский тоже мечтает о лучшей жизни и готов платить деньги. Но чтобы сделка стала возможной, она должна освободиться от мужа. И вскоре Клоди найдут мертвым... Это история преступления и того наказания, которое сам себе учиняет человек, если в нем еще ворочается совесть. Когда выяснится, что Лорна беременна от Клоди, она осознает вдруг, что зреющая в ней новая жизнь - единственный смысл ее существования. И постарается все начать с нуля.
Это фильм с немодным нынче моральным "посланием". Заставляющий думать. Поднимающий самую больную проблему современной Европы - нелегальной миграции бедствующих людей, в массовом порядке ищущих счастья в более благополучных странах.
Российская газета: Почему вы как драматурги заинтересовались этой историей?
Жан-Пьер Дарденн: Нас давно волнует процесс переселения народов, который сейчас так активизировался во всем мире. Люди в поисках лучшей доли всеми правдами и неправдами пытаются проникнуть в более стабильные страны. Часто методы, которыми они действуют, не вполне законны, но они идут на это, надеясь найти хотя бы подобие счастья.
Люк Дарденн: Одна женщина рассказала мне о своем брате-наркомане, который чуть было не связался с албанской мафией, впутавшись в темное дело с фиктивным браком за деньги. Ему обещали определенную плату за то, чтобы он женился на девушке-иммигрантке, и еще столько же - за то, чтобы он с ней потом развелся. Наша знакомая все сделала, чтобы ее брат избежал рискованного шага. Потому что слышала о другом наркомане, который в такой ситуации таинственным образом умер - якобы от перезодировки. Эти истории произвели на нас сильнейшее впечатление. В сценарии мы объединили оба эти сюжета.
РГ: А как вы в принципе относитесь к этим попыткам людей вот так изменить свою жизнь к лучшему?
Жан-Пьер Дарденн: Ясно, что это огромная проблема для стран, подвергающихся таким набегам. Но мы против жестокости: заключения незаконных иммигрантов в тюрьму или депортации детей школьного возраста. Мы за суровость по отношению к людям, которые на преступном трафике делают деньги, но за более гуманный подход к их жертвам.
РГ: В фильме постоянно фигурируют деньги - их пересчитывают, они переходят из рук в руки, и вы постоянно фиксируете на этом внимание. Вы считаете деньги тем злом, которое погубит мир?
Люк Дарденн: Совсем нет. Люди используют деньги по-разному: одни платят за женитьбу или развод, для других деньги становятся способом выразить свое доверие людям, помочь кому-то. Деньги в фильме - способ показать природу отношений между людьми.
РГ: У вас снимались не только известные актеры, как Джереми Ренье в роли наркомана Клоди (мы его знаем по фильмам "Криминальные любовники" Озона и "Дитя" братьев Дарденн - В.К.), но и новые, незнакомые лица. Это входило в художественный замысел?
Жан-Пьер Дарденн: Вопрос все в тех же деньгах. Конечно, мы не могли позволить себе голливудских звезд - там другие гонорары. А у нас на весь фильм было около 15 миллионов евро - не разгонишься. Мы бы и рады заполучить звезд - почему бы нет? Но тогда не будет шансов вернуть затраченные деньги. Что же касается роли Лорны, то мы хотели, чтобы ее играла обязательно албанская актриса. То есть актриса, которая не понаслышке знает о проблемах эмиграции, - поток албанских беженцев очень велик. Так появилась Арта Доброши.
РГ: Как вы ее нашли?
Люк Дарденн: Наш ассистент отправился в Тирану, Скопле и Приштину, чтобы отсмотреть молодых актрис. Отсмотрел примерно сотню. Они все утверждали, что - актрисы, хотя я в этом сильно сомневаюсь. Они даже ловчили, чтобы попасть в кино: будучи уже отвергнутыми, меняли прически и снова являлись на пробы.
Жан-Пьер Дарденн: Обычно мы долго колеблемся, не можем решить. А тут сразу выбрали Арту Доброши.
Люк Дарденн: Мы ее недавно видели в двух албанских картинах, и она нам очень понравилась: красива, естественна, непринужденна. Живет она в Сараево, мы туда поехали и целый день снимали ее цифровой камерой - как она ходит, как танцует, поет, бегает. Попросили сыграть сцены из будущего фильма. Потом она приехала к нам в Льеж и сыграла несколько эпизодов уже со своими будущими партнерами Джереми Ренье и Фабрицио Ронджоне. И вечером, перед ее отлетом в Сараево, мы сообщили ей, что она отобрана для главной роли в нашей картине и что ей придется переехать в Бельгию за несколько месяцев до начала съемок - для репетиций и уроков французского языка.
РГ: Свои предыдущие фильмы вы снимали как документальный репортаж - ручной 16-мм камерой. Теперь камера 35 мм, на штативе, кадр стабилен - вы сменили свой стиль?
Жан-Пьер Дарденн: Что нужен именно такой стиль, стало ясно, как только мы стали репетировать. Ручная камера все время в движении, она не дает зрителю сосредоточиться на актере - а нам нужно было, чтобы все внимание было сфокусировано на Лорне. Кроме того, нужна была такая краска, как нежность, - значит, и камера должна быть не такой резкой и бесцеремонной. Что же касается Арты - то это Арта! Ее голос, ее особый акцент, ее манера двигаться и говорить - это сама нежность. А ведь наш фильм - еще и любовная история.
РГ: И последний вопрос. По фильму, врачи сначала констатировали беременность Лорны, потом заявили, что ребенка нет. Но в финале она убеждена, что беременна, беседует с будущим ребенком, говорит о себе во множественном числе, имея в виду, что уже не одна. Многие коллеги в волнении: кто-то считает, что она просто сошла с ума. Так есть ребенок или его нет?
Люк Дарденн: На этот вопрос я иногда отвечаю: "Есть". А иногда - "Нет".
Лауреаты Каннского фестиваля
Золотая пальмовая ветвь - "Класс", Лоран Канте (Франция)
Лучшая режиссура - "Три обезьяны", Нури Билге Джейлан (Турция)
Лучшая мужская роль - Бенисио дель Торо, "Че" (США)
Лучшая женская роль - Сандра Корвелони, "Линия перехода" (Бразилия)
Лучший сценарий - "Молчание Лорны", Жан-Пьер Дарденн и Люк Дарденн (Франция)
Приз ФИПРЕССИ - "Дельта", режиссер Корнель Мундружо (Венгрия)
Приз жюри - "Диво", режиссер Паоло Соррентино (Италия)
Гран-при - "Гоморра", Италия
Спецприз фестиваля - Катрин Денев ("Рождественская сказка"), Клинт Иствуд ("Подмена")
Специальное упоминание жюри конкурса дебютов - российский фильм "Все умрут, а я останусь", режиссер Валерия Гай Германика
Конкурс "Особый взгляд" - "Тюльпан", режиссер Сергей Дворцевой (Казахстан, Германия, Швейцария, Россия)