29.05.2008 03:45
    Поделиться

    Жители Приморско-Ахтарска на Кубани в штыки восприняли идею строить порт в уникальном лимане

    Жители приморского города в штыки восприняли идею разместить порт в уникальном лимане

    Крайне редкий для Кубани факт произошел в Приморско-Ахтарске: по актуальному для всех жителей вопросу здесь диаметрально разошлись позиции руководителей исполнительных и представительных структур. Причем все это случилось не в тиши кабинетов, а публично.

    Без альтернативы

    Камнем преткновения стало место размещения морского погрузочного комплекса. Разговоры о его строительстве в Приморско-Ахтарске ведутся давно. Еще в 1992 году администрация города заказала в столичном проектном институте техническое обоснование порта грузооборотом до двух с половиной миллионов тонн. Было предложено три варианта размещения площадки. Эти документы пролежали без движения почти десять лет, пока к ним не вернулись, остановившись на самом перспективном, по общему мнению, варианте на северной окраине Приморско-Ахтарска. Под будущее сооружение зарезервировали участок площадью 92,5 гектара, о чем год назад руководители города письменно проинформировали фирму, занимающуюся поисками инвесторов.

    И вдруг выяснилось: порт собираются строить совсем в другом месте - на юге, в Ахтарском лимане, рядом с рыбоходным каналом нерестового хозяйства и уникальным месторождением целебных грязей. Подобный вариант прежде даже не рассматривался, а теперь его стали усиленно проталкивать, аргументируя, что он менее затратный и якобы нашелся инвестор, готовый взяться за возведение объектов.

    Информация в течение нескольких месяцев держалась в секрете, пока о ней случайно не узнала депутат райсовета, редактор и учредитель местной независимой газеты "Приазовье" Анастасия Баранова, которая тут же ее озвучила. Реакция последовала незамедлительно: глава района Александр Очередько лично провел на местном телевидении дискуссию по поводу размещения порта. В основном с длинными монологами перед камерой выступали сторонники "южного" варианта.

    По разные стороны баррикад

    Телепередача в буквальном смысле взорвала город, в чем убедился корреспондент "РГ". В Приморско-Ахтарске теперь только и говорят о порте и раздают друг другу листовки с призывами встать на защиту природы.

    - Приморско-Ахтарск имеет статус курорта местного значения, - говорит депутат Анастасия Баранова. - Поэтому позиция наших избирателей однозначна: данный проект - гибельный для курорта, и нельзя допустить его реализации. Два года назад райсовет выделил два миллиона рублей на разведку запасов лечебных грязей. Карты их залегания теперь имеются в администрации района. Именно в Соленых озерах и Ахтарском лимане, где собираются строить порт и подъездные пути к нему, разведаны огромные запасы. В случае реализации проекта они могут превратиться в мутный ил или придорожную пыль.

    Председатель городского Совета депутатов Сергей Хаймахан такого же мнения.

    - В наш район со всего края приезжают на рыбалку и охоту, - продолжает он. - Здесь еще сохранились чистые места и нетронутая природа. Все рыбаки и охотники хорошо знают, что Ахтарский лиман является местом выгула и нереста рыбы. Когда-то ее здесь чуть ли не сачком ловили. Теперь запасы оскудели, но их, похоже, вообще хотят уничтожить.

    Председатель депутатского корпуса районного Совета Александр Бирюков от слов решил перейти к делу и публично заявить о своей позиции. 15 мая в той же районной газете - на целый разворот - была опубликована его статья "Наш долг - сохранить уникальную природу и курортный потенциал". В ней в прошлом штурман дальнего плавания и старший капитан рыбнадзора аргументировано, с цифрами и фактами изложил свою позицию: размещение порта в Ахтарском лимане не только безумно, но и более того - "вообще преступно".

    Газетная публикация стала настоящим бестселлером. К этому времени глава города Анатолий Денисенко издал проект постановления "О размещении морского перегрузочного комплекса в южной части Приморско-Ахтарска". Именно этот вариант активно поддерживал и глава района Александр Очередько. Вот и вышло, что руководители двух ветвей власти оказались по разные стороны баррикад.

    Засекреченный инвестор

    Проект постановления вынесли на публичные слушания. За пять дней до объявленной даты их проведения оргкомитет закончил принимать заявки от желающих высказаться. В ней требовалось коротко изложить свою позицию. 11 экспертов однозначно заявили свое несогласие с выбранным местом размещения порта. А следом 18 человек высказались в поддержку. Некоторые в кулуарных беседах не скрывали, что отнесли свои заявки в оргкомитет "после убедительных рекомендаций сверху".

    Публичные слушания проводились в Приморско-Ахтарске и раньше, но впервые - такие массовые. Для собравшихся стал тесен зал ДК на 600 мест. Чтобы люди смогли задать вопросы с мест, в нем установили микрофоны. В качестве экспертов выступали в основном местные жители, но несколько человек приехали из края. Бурная дискуссия продолжалась пять часов. Вел слушания заместитель главы города Валерий Спичка. Он всеми силами пытался сдерживать зал, эмоционально реагирующий на речи сторонников южного варианта, но это ему плохо удавалось, и от волнения Спичка стал называть микрофоны микрорайонами. Со стороны его постоянные оговорки типа "включите пятый микрорайон" выглядели весьма забавно, но люди в зале не обращали на это внимания. Зато не скрывали своего возмущения, когда выступающие уходили от ответов на прямо поставленные вопросы. К примеру, так и не удалось выяснить, кто же является инвестором строительства портовых сооружений в Ахтарском лимане.

    Среди тех, кто активно поддержал эту идею, были в основном чиновники разных уровней, а также руководители фирм, рассчитывающих в будущем получить выгодный заказ. Аргументы тех, кто был "за", сводились к тому, что предлагаемый участок - существующая промышленная зона, сложившаяся в течение десятилетий. Порт, грузооборотом 5,4 миллиона тонн в год, даст мощный импульс развитию всего городского хозяйства. Это и многократное увеличение налоговых поступлений в местную казну, и создание свыше 600 новых рабочих мест, и прочие блага.

    Народ с мест выкрикивал, что они вовсе не против строительства порта, но вот с местом размещения категорически не согласны. Глава района Александр Очередько в эксперты не записывался, однако не выдержал и вступил в дискуссию из зала. "На южную часть есть инвестор, - сказал он. - Он только в этом месте соглашается строить. А все остальные варианты вилами по воде писаны. Так что сейчас решается вопрос в принципе: быть или не быть порту в нашем городе".

    Кто же стоит за спиной загадочного инвестора, узнать собравшимся так и не удалось. Некоторую ясность внесло выступление районного архитектора Татьяны Парфеновой. Она сообщила, что администрации было предложено принять участие в конкурсе по размещению особой экономической портовой зоны. Южный вариант кажется предпочтительней, так как он менее затратный. Однако, по словам заведующего сектором департамента по транспорту и связи Краснодарского края Александра Кутынина, решение о месте размещения порта в Приморско-Ахтарске еще не принято, хотя все понимают - строить его нужно: ведь сейчас 30 процентов грузов переваливается через расположенные на Азовском море украинские порты. Но без положительного заключения экологической экспертизы, заверил краевой чиновник, стройка не начнется.

    Получается, пока в Приморско-Ахтарске делят шкуру неубитого медведя? Судя по всему, кому-то здесь очень хочется протолкнуть наверх именно южный вариант строительства. Для этого и проводились публичные слушания, в ходе которых большинство заявленных экспертов поддержали именно его. А вот народный протест в официальную бумагу не попал, хотя местные жители готовы грудью встать на защиту уникального лимана.

    Мнение

    Андрей Рудомаха, координатор экологической вахты по Северному Кавказу:

    - Мы будем опротестовывать результаты состоявшихся в Приморско-Ахтарске публичных слушаний, ибо в данном случае была нарушена сама процедура их проведения. Общественность должна была заблаговременно получить информацию, чтобы не руководствоваться эмоциями при оценке воздействия на окружающую среду. Но даже на первый взгляд понятно, что сейчас выбран самый экологически неблагоприятный вариант размещения порта.

    С учетом запланированной перевалки нефтепродуктов это губительно скажется не только на Ахтарском лимане, но и расположенном в непосредственной близости от него Ахтаро-Гривенском водно-болотном угодье международного значения, охраняемом Рамсарской конвенцией. У меня сложилось твердое убеждение: организаторы слушаний любой ценой хотели получить документ, с помощью которого они рассчитывают продвигать этот экологически опасный проект.

    Поделиться