Федор Бондарчук заканчивает работу над своим новым фильмом "Обитаемый остров", в основу которого лег одноименный роман братьев Стругацких. Идея экранизации принадлежит продюсеру Александру Роднянскому, увидевшему в Бондарчуке потенциал для реализации задачи такого масштаба.
"Несмотря на то что я в свое время прочитал почти все романы Стругацких, так случилось, что именно "Обитаемый остров" прошел мимо меня, - рассказывает Федор Бондарчук. - Начав работу над картиной, я был очень рад заново погрузиться в мир этой литературы".
В эти дни роману "Обитаемый остров" исполняется 40 лет. Он начался с короткой записи, которая появилась в июне 1967 года в записной книжке Стругацких: "Надобно сочинить заявку на оптимистическую повесть о контакте". Уже позднее братья-писатели развили свою идею - появился сюжет, сначала нестройный, но дающий представление о том, что должно получиться в итоге. За роман Стругацкие взялись без особого энтузиазма, но вскоре работа их захватила: "Оказалось, что это дьявольски увлекательное занятие - писать "беззубый, бездумный, сугубо развлеченческий роман!".
Уже в короткой заявке появилось упоминание о "психоволнах" и башнях-излучателях, с помощью которых неизвестные правители страны, затерянной в самых дальних уголках Галактики, удерживают в подчинении и неведении основное население. Сейчас можно искать в окружающих нас реалиях аналогии с этим изобретением. Уже известно о попытках использования современных инфразвуковых станций, излучающих звуковые волны и болезненно влияющих на людей. Вполне возможно, успехи научной мысли в разработке оружия, подобного тем самым башням-излучателям с "Обитаемого острова", поставят под угрозу мирное развитие цивилизации и приравняют нас к безропотным обитателям мира планеты Саракш.
Работа над "Обитаемым островом" - на тот момент рекордно толстым романом братьев Стругацких - продолжалась около полугода и завершилась в мае 1968 года. Только в начале 1969 года в "Неве" вышло журнальное издание романа. А продвижению "Обитаемого острова" в "Дет гизе" помешали злободневная публикация в газете "Советская литература", в которой роман представлялся как образ литературы, не имеющей корней, и донос в ленинградский обком КПСС, обвинявший Стругацких в издевательстве над армией и антипатриотизме. Рукопись была изъята из типографии. После лежания в архивах издательства рукопись вновь появилась в поле зрения авторов спустя полгода - испещренная множеством замечаний, пометок и комментариев. Стругацким пришлось внести 896, как позднее было подсчитано, исправлений, купюр и замен, суть которых сводилась к главному требованию издательства - убрать из романа любые параллели с особенностями существовавшего строя. Это позволило опубликовать роман.
Написанная ровно 40 лет назад история вдохновила режиссера на беспрецедентный по своей сложности проект: количество занятых на съемках актеров и военной техники, специально созданное стилизованное оружие, использование уникальных спец эффектов и компьютерной графики на сегодняшний день не имеют аналогов в российском кинематографе. Помимо воплощения на экране идей Стругацких авторы фильма считают очень важным создать убедительный мир людей, живущих на другой планете в XXII веке. В попытке смоделировать стиль будущего художником Татьяной Мамедовой создано почти 3000 костюмов - изящные платья для главной героини, военная форма разных родов войск, лохмотья мутантов.
"В нашем фильме создается абсолютно новый материальный мир, который прорабатывается в мелочах - вплоть до деталей реквизита, знаков отличия и саракшского алфавита", - продолжает режиссер.
По завершении напряженного съемочного периода (съемки длились 11 месяцев, основная их часть прошла в Крыму) Бондарчук приступил к монтажу и озвучанию картины, параллельно за визуализацию мира Стругацких взялись специалисты по спецэффектам и компьютерной графике.
Увидеть первую часть дилогии российские зрители смогут в середине декабря.