30.05.2008 03:38
    Поделиться

    Самарские инвалиды инициировали процесс против собственника метро

    Вопреки закону станции подземки строятся недоступными для инвалидов

    Самарские инвалиды намерены создать прецедент. Как стало известно "РГ", они инициировали процесс против собственника станций самарского метрополитена, попасть на которые самостоятельно колясочники не могут. Суд принял дело в производство.

    После длительного перерыва в Самаре были сданы сразу две станции метро: в 2002 году - "Московская" и в прошлом -"Российская". Они строились уже после того, как в середине 90 х годов в стране был принят Федеральный закон "О социальной защите инвалидов", который обязывает возводить общественные здания и объекты с учетом доступности для маломобильных граждан. Закон действует уже почти десять лет, однако самарской подземкой местные инвалиды не могут пользоваться до сих пор. Семь станций были открыты еще в советские времена, и тогда под людей с ограниченными возможностями здоровья не подстраивались. Восьмая и девятая станции возводились уже в других правовых условиях. Однако на планы строителей это не повлияло.

    Чтобы привлечь внимание общества к проблемам колясочников, самарцы с инвалидностью инициировали судебное разбирательство. Представители общественного объединения колясочников "Десница" обратились в прокуратуру города Самары.

    - Мы обратили внимание надзорных органов на то, что станции метро в нарушение ФЗ построили недоступными для маломобильных граждан, - пояснил корреспонденту "РГ" председатель организации Евгений Печерских. - Самостоятельно спуститься под землю, чтобы воспользоваться самым быстрым в городских условиях видом транспорта, колясочники не могут - станции не оборудованы ни пандусами, ни подъемниками.

    Надзорные органы отреагировали на петицию инвалидов жалобой в минздравсоцразвития Самарской области. Специалисты ведомства побывали на станциях и убедились, что подземка для инвалидов недоступна. Составленный чиновниками административный протокол был направлен в мировой суд.

    Однако выяснилось, что ответчика по этому делу найти не так то легко. Представители муниципального предприятия "Самарский метрополитен" в суде так и не появились. Первоначально ответчиком выступал департамент имущества города Самары. Однако его специалисты представили суду выписку из реестра, из которой следовало, что две последние станции метро - это не собственность города. Как удалось выяснить корреспонденту "РГ", "Московская" и "Российская" пока оформляются в собственность области, которая в свою очередь передаст станции городу. В любом случае собственник будет найден, и колясочники надеются, что суд вынесет решение в их пользу:

    - Сами мы не могли составить протокол, поэтому пришлось идти окольными путями, привлекать прокуратуру и региональные министерства, - рассказал Евгений Печерских. - Положительное решение нужно для того, чтобы предостеречь подрядчика и застройщика от дальнейшего нарушения закона. Сейчас в Самаре строится десятая станция метро, будем надеяться, что она станет доступной для самарцев с инвалидностью. До сих пор мы отстаивали через суд только необходимость возведения пандусов в домах, где проживают колясочники. А этот крупный процесс беспрецедентный, по крайней мере, мы не слышали, чтобы общественники из других городов инициировали подобные разбирательства.

    Инвалиды понимают, что судебное решение, скорее всего, обернется для собственника станций всего лишь штрафом. Перестраивать метро никто не будет. Но главное в этом деле - резонанс. Если бесконечно обивать высокие пороги чиновников различных уровней у колясочников не очень получается, то попытка привлечь внимание общественности должна оказаться удачной.

    Комментарий

    Владимир Плетнев, руководитель муниципального предприятия "Самарский метрополитен":

    - Проблема недоступности метро существует не только в Самаре, но и во всех городах. Что смогли мы сделали: установили направляющие пандусы для детских колясок, но сделать пандусы для инвалидов технически невозможно. А вариант с лифтами и подъемниками не предусмотрен проектом. Эти станции начали строиться пятнадцать лет назад, проекты были утверждены еще раньше, тогда все было в рамках закона. Думаю, что следующая "Алабинская" будет построена уже с учетом доступности инвалидам.

    Поделиться