03.06.2008 03:40
    Поделиться

    Владельцам орловских маршруток городские власти грозят применением "налоговой вилки"

    Орловские власти рекомендовали владельцам коммерческих маршруток не занижать официальную зарплату водителей, а установить ее на уровне не ниже 11,2 тысячи рублей. В противном случае им грозят повышением налога.

    Уроки вождения

    О доходах владельцев коммерческих маршруток и водителей в Орле ходят легенды. Многие считают их баснословными. Корреспондент "РГ" знаком с водителем, который всего за полгода работы сумел купить отчественную "легковушку". Раньше он работал инженером на заводе и едва сводил концы с концами.

    Выяснилось, что официально он теперь получает всего 2,5 тысячи рублей. Остальное - в "конверте". Плюс некую сумму утаивает от хозяина. Проверить его выручку невозможно. В маршрутках нет кассовых аппаратов, проездные чеки не выдаются, хотя у водителя рулончик билетов, как правило, лежит. На случай проверки.
    Владелец устанавливает водителю план. Он колеблется от 2 до 3 тысяч рублей в день, в зависимости от маршрута и модели автобуса. Частные извозчики в основном используют дешевые микроавтобусы вместимостью до 13 человек. Прибыль зависит от многих факторов, в том числе - от наглости водителя. Маршрутки с легкостью подрезают муниципальный общественный транспорт, стремясь первыми подскочить к остановке. Подсаживают пассажиров в любом месте, устраивают гонки между собой.

    Сколько зарабатывают частные перевозчики, до сих пор не известно. Они о доходах скромно умалчивали. Раскрыть коммерческую тайну вынудили обстоятельства. За последние полгода коммерсанты трижды обращались к городским властям с просьбой о повышении тарифов на проезд с 8 до 10 рублей. И получали отказ, ведь кроме "инфляции" ничем не могли обосновать свои требования. Власти попросили сделать экономически обоснованный расчет. Документ был представлен, и сразу вызвал массу недоуменных вопросов со стороны специалистов.

    - Расчет расходных финансовых показателей сделан по максимальным параметрам, а доходных - по минимальным, - говорит председатель Контрольно-счетной палаты горсовета Ольга Фомина. - Например, непонятно, почему нормы расхода бензина и газа представлены по высшей планке. Хотя существуют методики расчета расхода топлива, в том числе при движении по городу. Недоумение вызывает и тот факт, что судя по расчету в год на запчасти предприниматель тратит сумму, составляющую 40 процентов от стоимости новой машины.

    "Газель" гонят на выселки

    У перевозчиков другая точка зрения. По их мнению, тариф 8 рублей не позволяет им хорошо зарабатывать. В последний раз он менялся два с половиной года назад. За это время подорожали горючее, запчасти (на 30-40 процентов), обучение водителей, медосмотр, место на стоянке… Кроме того, осенью прошлого года городские власти обязали весь пассажирский транспорт оборудовать системами спутниковой навигации. Она стоит около 3 тысяч рублей вместе с установкой, ежемесячная абонентская плата достигает 3,6 тысячи рублей.

    - Практически каждый предприниматель ведет четкий учет своих расходов, - говорит председатель правления общественной региональной ассоциации коммерческих перевозчиков Игорь Бортников. - Запчасти, действительно, требуют больших затрат. Помимо текущего ремонта раз в полгода приходится ставить двигатель на капремонт. Состояние дорог в городе настолько плачевное, что регулярно выходит из строя ходовая. Мы бы рады обновлять автопарк и приобретать автобусы большей вместимости. Но они стоят несколько миллионов рублей, и нам не по карману. Большинство наших машин куплены в кредит. Надо расплачиваться, а доходы не растут. Многие маршруты стали убыточными.

    О машинах предприниматели говорят не случайно. Городские власти в прошлом году затеяли транспортную реформу. Одна из ее целей - замена микроавтобусов более безопасными и комфортными машинами большой вместимости. Речь идет в первую очередь о центре Орла. Микроавтобусы решили сначала вытеснить на периферию, а со временем - и из города.

    Предприниматели этому всячески сопротивляются. Периферийные маршруты им невыгодны, все "сливки" - в центре. Пока равновесие сохраняется, но становится шатким. Если раньше муниципальные предприятия практически не обновляли автопарк, то уже в этом году городские власти обещают помочь приобрести до ста "больших" автобусов. Это сильно ударит по карману "коммерсантов".

    Почти по Станиславскому

    Чтобы спор не получился заочным, частных перевозчиков пригласили в горсовет на первые в истории публичные слушания по повышению тарифов на проезд. Депутаты начали разбираться с цифрами и были поражены.

    С 1 июня проезд в орловских маршрутках будет стоить не 8, а 10 рублей

    Оказывается, частные извозчики работают в "минус". Годовые потери составляют около 245 тысяч рублей, а рентабельность - минус 29 процентов. Эти данные, представленные коммерсантами, вызвали в зале сдержанный смех. Чтобы бизнес работал в убыток и при этом цепко держался за контракт на право перевозок - это что-то новенькое.

    - Частные перевозчики минимизируют расходы за счет некоторых обязательных платежей, - говорит начальник городского управления тарифной политики Андрей Тиунов. - Например, зарплату водителей, чтобы перечислять меньшие суммы в пенсионный и страховой фонды. Еще недавно большинство указывало зарплату водителей на уровне двух тысяч. Следить за этим должны налоговые органы. Мы пытались разобраться, но статистики по зарплатам нет, а посвящать нас в свои тайны предприниматели не стремятся.

    Один маршрутный микроавтобус в среднем перевозит 300 пассажиров в день и пробегает по улицам города 330 километров. Затраты на бензин составляют 871 рубль. Сегодня в городе "бегает" около трехсот таких автобусов. Муниципальные предприятия используют такие же маршрутки, что и частники. Тарифы одинаковы, а "технические" расходы почему-то разные. Например, "муниципалы" тратят на зарплату водителей до 40 процентов выручки, а частники - всего 20. Но результат по итогам года у них тот же. Получается, что коммерсанты покупают топливо и запчасти по более высоким ценам? Не верится. К тому же в прошлом году, когда транспортная реформа началась с полной инвентаризации муниципальных предприятий, выявили несколько удивительных фактов. Многие коммерческие маршрутки, принадлежавшие не последним в области людям, бесплатно обслуживались в боксах муниципального предприятия. Словом, жалобы коммерсантов на убытки звучат нелепо.

    По словам Игоря Бортникова, владельцев коммерческих маршруток уже вызывали в налоговые органы. Средняя зарплата отрасли составляет 11,2 тысячи рублей. Налоговики настоятельно советуют, чтобы коммерсанты довели зарплаты водителей до этого уровня. В противном случае могут наведаться с серьезной проверкой. Городские власти предлагают свой рецепт борьбы с "серыми" зарплатами - с помощью "налоговой вилки".

    - Частные перевозчики платят единый налог на вмененный доход, - говорит Андрей Тиунов. - Городские власти могут его дифференцировать путем снижения или повышения коэффициента К2. Он зависит от вида деятельности. И мы можем установить "вилку", если владельцы маршруток откажутся поднять официальный уровень зарплаты. У кого она равна средней по отрасли, коэффициент снизится. А если водители будут получать по две тысячи рублей, - повысится.

    Это известие вызвало ропот в рядах частных перевозчиков. Они и так жалуются, что за последние годы налогообложение возросло на 30 процентов. Однако в этом тоже есть доля лукавства. Перевозчики платят всего два вида налога - транспортный и ЕНВД. Первый для микроавтобуса составляет 4 тысячи рублей в год, второй - 18 тысяч. Итого 22 тысячи при официальном годовом доходе 840 тысяч рублей. Это всего около трех процентов.

    Пока городские власти только грозят применением "налоговой вилки". Несмотря на недоверие к словам частных перевозчиков, они все-таки утвердили новые тарифы. С 1 июня проезд в орловских маршрутках будет стоить 10 рублей. По мнению Игоря Бортникова, это позволит ему и его коллегам выйти на уровень рентабельности в 14 процентов и раз в пять лет менять изношенный микроавтобус на новый.

    Тем временем

    В июне повысится плата за поездку и в воронежском коммерческом транспорте. Владельцы 40 маршрутов требовали от мэрии увеличить цену минимум в два раза и грозили предупредительной забастовкой. По словам перевозчиков, в условиях роста цен на топливо и запчасти бизнес стал убыточным. А предыдущее подорожание проезда (год назад с 5 до 6 рублей) давно съела инфляция. Однако областные и городские власти дали понять, что требования перевозчиков невыполнимы. В итоге стоимость билета вырастет на один рубль: с 6 до 7 - в крупногабаритных автобусах и с 7 до 8 - в "пазиках" и "газелях".

    Поделиться