04.06.2008 01:10
    Поделиться

    В Суздале горят частные дома

    Отчего дома в центре Суздаля горят все чаще

    В Суздале горят частные дома. Огнеборцы считают пожары следствием неосторожного обращения с огнем, глава города - поджогами.

    Миллион за сотку

    На майских публичных слушаниях по изменению земельных участков в Суздале инвесторы уговаривали одну местную жительницу переехать. Ее скромный домик явно не вписывался в интерьер шикарного отеля, который они замыслили построить на этом месте. Женщина категорически отказывалась, а потом спросила прямо: "А если не сможем договориться, вы нас сожжете?".

    - Это очень серьезные, крупные инвесторы, и я не думаю, что они будут действовать такими методами, - говорит очевидец той перепалки мэр Суздаля Сергей Годунин. - Но у людей прорвалось то, что давно наболело. В прежние годы у нас происходило два - три пожара в год. И всегда было понятно отчего. Сейчас их количество выросло в 10 раз, а причины либо не выяснены, либо надуманны. Есть версия, что поджигают специально, чтобы перекупить землю. Люди боятся.

    Еще недавно предприимчивые суздаляне сколачивали свои состояния на выращивании ранних огурцов. Сегодня заниматься огурцами уже невыгодно. С некоторых пор среди богатых иногородних граждан стало признаком хорошего тона иметь жилплощадь в Суздале. Самый доходный бизнес теперь здесь - продажа земельных участков под индивидуальное и гостиничное строительство.

    Списка риелторов в Суздале нет. Но ни для кого не секрет, что их в городе с 12-тысячным населением перебор. По данным директора местного БТИ Ларисы Майоровой, официально работают пять фирм. Неофициальные никто не считал, но их очень много. Промышляют на ниве недвижимости и физические лица. Узнают, какие объекты продаются. Потом информация о них появляется на сайтах, но уже с другими ценами. Цена сотки земли в Суздале доходит до 1 миллиона рублей, но говорят, что перекупщик может выручить за ту же сотку и 1,5 миллиона.

    - Продать участок за 10 миллионов и решить житейские проблемы: купить машину, квартиру, помочь детям - это нормальное явление, - рассуждает Сергей Годунин. - Можно порадоваться за людей - им повезло. Если, конечно, все сделано по добровольному согласию. Однако в центре города горят дома. И это невольно наводит на мысль о криминальной подоплеке этого бизнеса.

    Зацепиться за беду

    По оценке начальника ОГПН Сергея Прохорова, количество пожаров в городе стабильно: в 2002 году - 20 случаев, в 2003-м - 18, 2004-м - 14, 2005-м - 12, в 2006 и в 2007 годах - по 16. В нынешнем году уже зафиксировано шесть.

    - Всем хочется преподнести пожар как поджог, но поджог удалось определить в единственном случае - когда сгорел жилой дом на улице Теремки, - не скрывает возмущения начальник местного отделения МЧС Александр Борисов. - При пожаре не остается отпечатков. Нужны веские доказательства. На это есть специальная областная лаборатория. При сомнениях мы вызываем ее специалистов на место. На улице Теремки по парам они обнаружили следы легковоспламеняющейся жидкости. Но дальше технического доказательства дело не пошло. Никто хозяевам дома не угрожал, и кто это сделал и зачем, неизвестно. Нет зацепок.

    Дом № 10 по улице Теремки стоит в одном из живописнейших мест Суздаля: с одной стороны - вид на колокольню Ризоположенского монастыря, с другой - на Ильинский луг и на кремль. В нем было все: газовое отопление, ванная комната с современным комфортом, настоящая русская печь с лежанкой и даже своя банька. И вот остались одни головешки: 20 лет люди строились и за 20 минут всего лишились.

    - Пожар случился в ночь на 1 апреля, а точнее, в 24 часа 15 минут, - рассказывает Нина, жена хозяина Александра Перова. - Мы только легли спать. Проснулись - пахнет дымом. Вышли в котельную - все нормально. Посмотрели в окно - горит стояк. Муж мне сказал: готовь ведро воды. Но не успел он открыть дверь кухни, как огонь сразу ворвался в дом. Пожарная часть рядом, мы бросились к телефону, а он не работает...

    Пожар, по мнению супружеской четы, был организован профессионально: за 10 дней до случившегося из дома пропала собака, горело сразу в трех местах, а телефонный провод оказался перерезан. Действительно, с внешней стороны задней стены видно, что пламя шло сверху. От огня остались темные отметины, словно плеснули жидкостью. Не сомневаются погорельцы и в том, что у пожара есть заказчик. Уже на следующий день к ним пришли с вопросом: будете продавать или отстраивать?

    - Земли у нас немного, 7 соток, но мой участок - промежуточный, - раскрывает причины Александр Перов. - С одной стороны живет старик, с другой - старуха. Они свои дома продают. А я не хотел продавать, мешал. Теперь и мы продаем. Вместе с тремя участками получается сразу 30 соток. А на них чего только не настроишь!

    Теперь и другие соседи срочно продают свои дома. Бог с ней, с землей! Как бы не потерять в огне все нажитое.

    Горячий уговор

    Официально 73-летняя Галина Храмова с улицы Слободской, 40, пострадала из-за неисправности электрооборудования. Хозяйка рассказала, как проснулась в 5-30 утра, с кухни что-то пахнуло, штора на двери качнулась в комнату до самого шкафа. Женщина всмотрелась - а штора-то горит. Как была в одной рубашке, так и выбежала на улицу. Все сгорело.

    Версия случившегося у Храмовой, как и у мэра, - поджог. Домик у нее неказистый, щитовой, 50 лет назад с мужем построили. Зато участок в центре города солидный - 10 соток, граничит со стадионом. Отсюда опять же прекрасный вид на местные достопримечательности. Много раз ее уговаривали продать. Не соглашалась, хотела здесь дожить. Но, видно, кому-то надоело ждать. Напротив сгоревшего дома на нечетной стороне улицы уже стоит коробка кирпичного коттеджа. Говорят, здесь будет гостиничный комплекс.

    Где собака зарыта

    Ну а история, произошедшая в прошлом году на улице Нетека, 37, и вовсе похожа на детектив.

    - Стопроцентный поджог! - говорит Нина Гаврилова, оценивая пожар в своем доме.

    Нина Борисовна до мелочей помнит события того августовского вечера.

    - Огонь заметила в 23-20, - рассказывает она. - Муж смотрел телевизор на кухне, я слушала радио перед сном в спальне и время от времени поглядывала в окно. Вдруг увидела на деревьях вдоль улицы блики, как будто свет фар от машин. Долго всматривалась в темноту, но машин не было. Подумала: машин нет, а свет есть, откуда? Посмотрела в крайнее окно, а над трубой - зарево. Срочно стали эвакуировать вещи через окно на кухне. На следующий день на участке появился парень, спросил: "Вы давно сгорели?". Когда второй раз увидела его под нашими окнами, он объяснил: "Собачку ищем, черненькую". Третий раз пришел, я смеюсь: "Собачку ищете, черненькую?". Его как ветром сдуло.

    Нина Гаврилова уверена, что злоумышленники проникли на участок через заднюю калитку. Вечером она была закрыта на задвижку, а после пожара женщина нашла ее выломанной из забора и брошенной на землю. Но пожарные почему-то этого не заметили. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела написано, что "причиной пожара послужило неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц".

    Мнение

    Александр Борисов, начальник Суздальского ОГПС управления МЧС России по Владимирской области:

    - После первого пожара в прошлом году мы собрали актив, уличкомы, довели до людей проблемы, обстановку. Главные причины пожаров - неисправная проводка и печное отопление. В силу вступил новый Жилищный кодекс. А до многих еще не доходит, что они - собственники жилья, и его нужно страховать, за ним нужно следить, убирать мусор после ремонта... При таком отношении мы еще мало горим.

    Сергей Годунин, глава города Суздаля:

    - Все было бы ничего, если бы за выводом "официальная причина пожара - неосторожное обращение с огнем неустановленных лиц" не стояла бессистемная работа правоохранительных органов. Если неосторожное обращение, то это нетяжкое преступление, можно не работать. Но это слишком упрощенно. Кроме лабораторных исследований пожарного мусора и легко воспламеняющейся жидкости есть комплекс сведений по данному факту. По всем домам необходимо вести скрупулезное следствие. Возникла критическая масса, от которой уже нельзя отмахнуться. Я сам проанализировал 14 пожаров, которые произошли в городе с 11 февраля 2006 года по 10 сентября 2007 года, и в 9 из них подозреваю поджог.

    Поделиться