Речь будет идти не только о недостатке профессионалов, но и о физическом отсутствии рабочих рук любой квалификации. Предприятия и регионы окажутся перед выбором: либо резко повышать производительность труда, привлекать мигрантов, либо вообще отказаться от амбициозных инвестиционных проектов. Риски "кадрового дефицита", мало учитываемые в современных бизнес-проектах, приведут к их существенному удорожанию.
Методика исследования. Институт региональной политики провел комплексное исследование инвестиционных планов российского бизнеса. Информационной базой предлагаемого исследования стала совокупность более чем 1400 проектов суммарной стоимостью более 560 млрд долларов. При отборе проектов использовались данные из открытых источников (сайты компаний, отраслевые печатные и электронные издания, сайты регионов, сайты основных новостных агентств). В базу вошли только крупные проекты с объемом инвестиций не менее 100 млн долларов, запланированные к реализации на территории России в 2008-2020-е годы. Все проекты прошли тест на реализуемость: наличие инвестора, адекватные технико-экономические показатели, наличие проектной документации.
Принятая методика отбора проектов накладывает ряд ограничений на информационную базу исследования. Во-первых, рассматривается условный, проектируемый на начало 2008 года вариант экономического будущего, возможный в случае, если до 2020 года будут реализованы все заявленные проекты и при этом не появятся новые. Очевидно, что в чистом виде реализация анализируемого сценария невозможна, однако на него приходится опираться, разрабатывая стратегии социально-экономического развития страны. Во-вторых, включение в базу только крупных инвестиционных проектов приводит к ее чрезмерной индустриальности, так как проекты стоимостью более 100 млн долларов реализуются преимущественно в первичном и вторичном секторах экономики. Между тем суммарный объем инвестиций по отсеченным мелким и средним проектам, направленный на развитие сектора услуг, информационного, инновационного сектора, сопоставим с объемом инвестиций по крупным проектам. Это допущение особенно критично при проектировании российского рынка труда, в котором в течение последних 15 лет произошли масштабные перетоки трудовых ресурсов из базового сектора экономики (промышленность, сельское хозяйство) в сектор услуг.
Исследование в большей степени посвящено перспективам развития индустриального и инфраструктурного секторов экономики и ориентировано на оценку возможностей реализации в этих секторах крупных инвестиционных проектов.
Оценка потребностей в трудовых ресурсах. Реализация инвестиционных проектов, как правило, приводит к улучшению социальной среды региона: появляются новые рабочие места, развивается социальная инфраструктура, повышается средний уровень доходов населения. В то же время в современной России реализация инвестиционных проектов находится под угрозой срыва из-за текущего состояния социальной среды регионов: наличия и качества трудовых ресурсов, уровня безработицы, сложившихся миграционных потоков, наличия площадок для строительства нового жилья, качества социального обслуживания.
В ходе реализации только крупных инвестиционных проектов к 2020 году будет создано 3,2 млн новых рабочих мест (преимущественно в индустриальном и инфраструктурном секторе). Сопоставимыми темпами будут создаваться рабочие места за счет реализации мелких и средних проектов (преимущественно в секторе услуг). Таким образом, общее число рабочих мест, которые возникнут к 2020 году в экономике России, составит около 7 млн. На первом этапе темпы создания новых рабочих мест за счет крупных инвестиционных проектов будут максимальными (до 500 тыс. человек в год), и уже к 2011 году большая часть этих новых рабочих мест должна быть создана. В этот же период, по официальным прогнозам, страна будет терять более одного миллиона жителей трудоспособного возраста в год.
К 2020 году, по данным Федеральной службы государственной статистики, общая численность населения России сократится до 139 млн человек, численность населения трудоспособного возраста уменьшится до 77,5 млн человек, а накопленный дефицит кадровых ресурсов превысит 14 млн человек. Даже при привлечении к трудовой деятельности всех безработных дефицит будет закрыт лишь на 15 процентов. На практике стопроцентное вовлечение безработных невозможно, так как их качественный состав не позволяет задействовать их на новых производствах, а зачастую сами безработные не готовы трудиться на условиях, предлагаемых работодателем. Выявленный дефицит грозит стать самым серьезным препятствием на пути реализации запланированных инвестиционных проектов в России. Уже в ближайшие годы российские регионы вступят в жесткую конкурентную борьбу за трудовые ресурсы.
Основной объем новых рабочих мест будет в черной металлургии, машиностроении, химической промышленности.
При этом, вероятно, инфраструктурный сектор и сектор услуг тоже будут активно развиваться, создавая сопоставимое число рабочих мест в рамках проектов малого и среднего бизнеса, не учтенных в данном исследовании. Общим трендом грядущего десятилетия станет усиление индустриальной профессиональной ориентации работников крупных проектов и специализация работников малого и среднего бизнеса в сфере услуг.
Вновь созданные рабочие места крайне неравномерно распределятся по территории России. В первой десятке регионов будет создано около 40 процентов новых рабочих мест, в первой двадцатке - 63 процента. При этом на последние 20 регионов остается менее 3 процентов создаваемых рабочих мест, на последние 30 - 6,9 процента.
Насколько реально привлечь необходимое количество трудовых ресурсов в анализируемый пул инвестиционных проектов, можно оценить, сопоставив прирост числа создаваемых рабочих мест на фоне текущей динамики численности трудовых ресурсов в субъекте РФ, численность безработных в субъекте РФ и возможность их привлечения к работе на вновь создаваемых предприятиях, миграционные тренды и привлекательность регионов для трудовых мигрантов.
Сравнительный анализ трех этих тенденций распределил регионы России по прогнозируемой глубине кадрового кризиса. Наиболее сложная ситуация сложится в регионах, которые должны будут пережить скачкообразное увеличение спроса на трудовые ресурсы.
Пути снижения кадрового дефицита. Исходя из опыта зарубежных стран, проблема кадрового дефицита может решаться следующими путями: повышение рождаемости, снижение смертности, увеличение производительности труда, вовлечение безработных, привлечение мигрантов из других стран.
Повышение рождаемости. Даже если существующие в России программы стимулирования рождаемости будут результативны, эффект от их реализации проявится через 20-30 лет, когда рожденные сегодня дети вступят в трудоспособный возраст. Значит, этот механизм не позволяет "перепрыгнуть через кадровую яму", хотя является необходимым заделом на будущее.
Снижение смертности. Ежегодно в России умирает около 2,1-2,3 млн человек, при этом коэффициент смертности в 1,5 раза превышает коэффициент рождаемости. Между тем основной акцент в демографической политике направлен не на снижение смертности, а на повышение рождаемости. Приоритет повышения продолжительности жизни до 75 лет заявлен в государственной политике, однако эффекты от деятельности в этом направлении также проявятся в долгосрочной перспективе.
Увеличение производительности труда. Модернизация производств высокозатратна и дает, как правило, лишь отсроченный эффект. Внедрение трудосберегающих технологий теоретически снижает потребность в трудовых ресурсах, но на практике происходит перераспределение занятых между отраслями: из промышленности люди перетекают в сектор услуг при общем сохранении или даже увеличении численности занятых. Долгосрочным конкурентным преимуществом новых инвестиционных проектов может стать внедрение трудосберегающих технологий еще на стадии строительства (линии высокой степени автоматизации, мобильные формы занятости).
Вовлечение безработных теоретически может несколько уменьшить остроту проблемы дефицита рабочих кадров в Камчатском крае, республиках Карелии и Карачаево-Черкесии, Сахалинской области (где безработные могут занять от 20 до 40 процентов новых рабочих мест). В остальных кадродефицитных регионах за счет безработных можно будет "закрыть" в лучшем случае 5-15 процентов новых рабочих мест. На практике этот процент будет еще ниже в силу невозможности стопроцентного вовлечения безработных в трудовой процесс.
Привлечение мигрантов - основной механизм, используемый сейчас в растущих экономиках мира (в планах ЕС - привлечение до 2050 года 40 млн мигрантов, США - до 100 млн). В России этот процесс до сих пор не развернут, несмотря на его очевидную необходимость. Миграционные потоки последних лет могут быть использованы в качестве индикатора современной привлекательности российских регионов для приезжих. По итогам 2006 года, наиболее притягательными были Московская область (миграционный прирост составил 105,5 чел./10 000 жителей), Ленинградская область (76,3), Ямало-Ненецкий автономный округ (72,7), Белгородская область (72), Краснодарский край (52,2). Рассматриваемые первые 15 регионов, в которых проблема кадрового дефицита будет наиболее критичной по их привлекательности для приезжих, можно разбить на три группы:
1) регионы, где кадровый дефицит можно восполнить, закрепив сложившиеся тенденции миграционного прироста: Ленинградская, Калужская, Воронежская, Нижегородская, Липецкая области, Республика Адыгея;
2) регионы, где нужно прилагать активные усилия, чтобы увеличить миграционный приток: Республика Карелия, Костромская область;
3) субъекты РФ, многие годы переживающие значительный миграционный отток: Карачаево-Черкесская Республика, Камчатский край, Сахалинская область, Республика Саха (Якутия), Амурская область, Пермский край. Развернуть эти потоки в обратную сторону равносильно "повороту северных рек". Чтобы опять привлечь сюда людей, вероятно, необходимо будет кратно увеличить затраты государства и корпораций на финансовое стимулирование и социальное обеспечение работников.
Рост потребностей в социальной инфраструктуре. Одним из необходимых условий лидерства регионов в грядущей конкурентной борьбе за трудовые ресурсы станет создание качественной среды обитания, и в первую очередь строительство современного жилья. При оценке потребностей в новом жилищном строительстве мы исходили из того, что норматив жилой площади будет постепенно увеличиваться и достигнет к 2020 году если не 40 кв. м на человека (как в Западной Европе), то хотя бы 30 кв. м (вместо нынешних 18 кв. м). В соответствии с этими оценками официальной статистики общий жилой фонд Российской Федерации должен составить к 2020 году 4356 млн кв. м - за 12 лет должно быть построено около 1375,3 млн кв. м жилья. Если исходить из задач, поставленных президентом РФ в Послании Федеральному Собранию в 2007 году ("требуется предусмотреть рост жилищного строительства как минимум до 100-130 млн кв. м в год"), соответствующих мировым стандартам жилищного строительства, то за 13 лет вполне может быть построено 1,37 трлн кв. м жилья. Однако современные темпы жилищного строительства составляют порядка 50 млн кв. м в год, отставая более чем в два раза от заданных параметров. В десятке регионов, лидирующих по объему запланированных инвестиций, до 2020 года должно быть введено 222,6 млн кв. м жилья. Темпы строительства в Ямало-Ненецком АО должны будут в 1,3 раза превышать мировой стандарт, а в Республике Саха (Якутия), Ленинградской и Томской областях - соответствовать ему (0,9-1 кв. м на человека в год). Для своевременной реализации инвестиционных проектов и создания необходимых условий для жизни работников указанные регионы (Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Ленинградская и Томская области) должны добиться темпов жилищного строительства, в 2-3 раза опережающих средние показатели по России. Значительны различия между регионами и по необходимым темпам жилищного строительства. Для обеспечения реализации инвестиционных проектов в девяти регионах РФ эти темпы должны превышать мировой стандарт (1 кв. м на человека в год). В целом по стране для обеспечения жильем потенциальных работников заявленных крупных инвестиционных проектов необходимо построить более 1 млрд кв. м, что по минимальным оценкам потребует инвестиций более чем в $0,8 трлн. Затраты на создание современной социальной инфраструктуры в районах нового освоения, необходимой для реализации заявленных инвестиционных проектов, и модернизация социальных учреждений в Европейской России могут достигнуть в период с 2008 по 2020 год $0,5 трлн. Для того чтобы обеспечить конкурентоспособную социальную среду, критично необходимую для успешной реализации инвестиционных проектов, темпы жилищного строительства и создания учреждений социальной сферы должны возрасти как минимум в два раза.
Современная эпоха "бума инвестиционных проектов" отличается от этапа советской индустриализации Сибири и Дальнего Востока острым дефицитом трудовых ресурсов. Тогда бурный демографический прирост сочетался с активным социальным стимулированием работников ("северные" надбавки к зарплате, обеспечение жильем, оплачиваемый проезд в отпуск), что позволяло привлекать квалифицированные кадры в районы нового освоения. Сегодня, наоборот, наблюдается демографическая убыль населения и устойчивая тенденция к концентрации жителей в районах, благоприятных для проживания. Среди регионов, где в ближайшие 10 лет планируется развернуть масштабные инвестиционные проекты, наибольшие трудности в обеспечении персоналом будут наблюдаться в Республике Саха (Якутия), Сахалинской, Ленинградской и Амурской областях, Красноярском, Хабаровском, Камчатском и Пермском краях.
Кадровый дефицит - реальность сегодняшнего дня, которая станет основным ограничителем социально-экономического развития в ближайшее десятилетие. Решать эту проблему придется, действуя сразу по всем фронтам: стимулируя рост рождаемости, повышая производительность труда, привлекая мигрантов. Лидерами в социально-экономическом развитии станут те регионы, которые первыми сумеют обеспечить площадки для нового жилищного строительства, адаптируют учебные программы под потребности регионального рынка труда, разработают привлекательные миграционные пакеты. Эффективность этой деятельности существенно возрастет в случае скоординированных действий бизнеса и государства. Велика вероятность того, что в ближайшем будущем будут возникать новые инструменты государственно-частного партнерства, ориентированные уже не только на снятие инфраструктурных ограничений, а еще и на качественное улучшение ситуации на региональных рынках труда.