05.06.2008 11:48
    Поделиться

    Амурская прокуратура вернула имя "неучтенному" герою войны

    Более шестидесяти лет имя молодого следователя Бурейской прокуратуры Николая Коновалова оставалось в забвении.

    Узнать о его подвиге во время Великой Отечественной войны помогли поиски школьников и твердое желание сотрудников прокуратуры восстановить историческую справедливость.

    Все началось с того, что учащиеся средней школы №2 поселка Бурея решили собрать для музея данные о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны. Так появилась информация о том, что один из жителей, Николай Федорович Коновалов, воевал на 2-м Украинском фронте. Подробностей никто не знал, документов не сохранилось, поэтому ребята совместно с районной прокуратурой попытались найти его родственников. Шансов, конечно, на это было немного, но неожиданно появились сведения, что в Хабаровске проживает Петр Коновалов, тоже ветеран Великой Отечественной войны, профессор одного из Хабаровских институтов. Когда с ним связались, он рассказал, что Николай - это его брат и что погиб он в 1944 году. Профессор передал в музей документы, которые бережно хранил всю свою жизнь, фотографию брата, его письма с фронта и похоронку. Чуть позже выяснилось, что перед уходом в армию Николай Коновалов работал в Бурейской прокуратуре народным следователем. Когда об этом узнали ее сотрудники, расследование перешло в профессиональную стадию.

    Народный следователь

    Об этом человеке не сохранилось сведений ни в областном государственном архиве, ни в архиве Бурейской прокуратуры. Никто и никогда из земляков не вспоминал о Николае Коновалове как об участнике войны, геройски погибшем от рук фашистов, не зажигал свечей, заказывая поминальную молитву в храме. Хотя маленький домик на улице Деповской, 19 в Бурее, где он жил со своей семьей, стоит до сих пор, и где-то есть могила его матери - Станиславы Викентьевны.

    - Прокуратура Бурейского района, - рассказывает заместитель районного прокурора Людмила Кислова, предпринявшая большие усилия по восстановлению фактов, - была создана 1 октября 1935 года. Но в архиве сведения о людях, которые здесь работали в 1935 - 1944 годах, к сожалению, не сохранились. Мы обратились через газету к старожилам района с надеждой, что они вспомнят о тех, кто здесь работал, и сообщат нам об этом. О Николае Коновалове мы узнали благодаря одному человеку, который откликнулся на наш призыв.

    Обнаруженные документы, свидетельства людей, рассказ брата помогли воссоздать историю жизни Николая Федоровича Коновалова. Он родился 20 декабря 1919 года в селе Успеновка Завитинского (теперь Бурейского) района. Через некоторое время семья переехала в поселок. Здесь, в Бурее, Николай ходил в школу, где учился прилежно и легко; здесь он гонял с мальчишками по полю мяч; забравшись на черемуху, вдыхал ее нежный запах, срывал губами терпкие ягоды. Здесь парень мечтал о том, что вырастет и станет сильным, что обязательно выучится на следователя и будет полезным своей стране. А дальше… дальше начнется большая, хорошая жизнь, где он найдет свое счастье и сделает счастливыми других.

    На юридических курсах в Хабаровске выучился на следователя, пришел работать в Бурейскую прокуратуру. Он очень хотел получить высшее образование, завести семью. Но не получилось.

    Ему был всего двадцать один год, когда началась война. Она накрыла своим смертоносным крылом города и поселки, деревни и села, украв у целого поколения будущее. Война отпустила Николаю всего три года его молодой жизни.

    В чудом сохранившейся трудовой книжке Николая Коновалова есть две записи: "15.10.1938 год - зачислен на должность народного следователя Бурейского района и 14.8.1939 года - в связи с уходом в РККА от занимаемой должности освободить".

    Николай Коновалов не проработал и года, когда решил уйти служить в Красную армию. Как правило, следователи прокуратуры пользовались бронью, но он не сделал этого. Чем было продиктовано такое решение, теперь не скажет никто. В августе 1939 года молодой следователь уже служит в 22-м Колымском полку Магаданской области командиром отделения 2-й пулеметной роты. Демобилизоваться он не успел...

    Смерть шпионам!

    Николай Коновалов был направлен в подразделение войск СМЕРШ (что означает "смерть шпионам!") в составе 2-го Украинского фронта. Подразделение располагалось под Харьковом. Чтобы понять всю важность выполняемого им дела, надо вспомнить, что СМЕРШем назывались органы военной контрразведки, которые действовали в период с 1941 по 1946 годы. Разведка была подчинена лично Сталину. Ее бойцы занимались разоблачением вражеских агентов, предотвращением их диверсионной и подрывной деятельности, которую фашисты осуществляли в районах боевых действий. Причем занимались по большей части успешно, так как в контрразведке служили хорошо подготовленные люди. Фашисты боялись и ненавидели СМЕРШ до такой степени, что устраивали публичные казни разведчиков, попавших в плен. Поэтому у котрразведчиков закон был один: в плен не сдаваться! Всегда оставляй для себя последний патрон.

    Николай Коновалов провоевал в подразделении СМЕРШа три года. Он участвовал во многих операциях по уничтожению шпионов, не раз ходил за линию фронта, принося ценную информацию.

    Вот письмо, которое получил от Николая его брат. Оно датировано 28 марта 1944 года.

    "Петя, живу я сейчас хорошо. Вернее, вокруг много зайцев, за которыми мы охотимся, но зайцы эти стреляют. Петек, сволочей еще на свете много. Как говорится, куда им еще лезть против такой мощи, которую теперь имеет наша страна, немцам перцу мы все-таки дали. Пишу очень коротко, так как иду на боевое задание. Если удастся скоро встретиться, будет о чем рассказать. За последние месяцы я кое-что понял. Одно, Петя, скажу, хоть сейчас и авианалет (ничего страшного, я имею в виду бомбежку): только не теряй духа самообладания и будь всегда спокоен. Бомбы поражают только дураков, трусов и паникеров. Учти, никогда не бегай, а рассчитывай свои движения, обдумывай, где следует находиться. Но лучше добраться до хорошего места, спокойненько прицелиться и стрелять в этих стервятников. Ну, Петя, будь здоров. Крепко целую, твой брат Николай".

    До казни Николая Коновалова оставалось два месяца…

    Забытый герой

    Пока не похоронен последний боец Великой Отечественной, война не закончена. Так считают многие люди, с которыми приходилось встречаться работникам амурской прокуратуры.

    Восстанавливая по крупицам историю жизни народного следователя Николая Коновалова, его коллеги все больше убеждаются в том, что рассказать о его подвиге - это их долг. Это долг и перед семерыми сотрудниками амурской прокуратуры, которые ушли на фронт и не вернулись.

    Война Николая Коновалова подходила к концу. Летом 1944 года начались ожесточенные бои на направлении Яссы - Кишинев. Фашисты яростно сопротивлялись наступлению Красной армии, цепляясь за каждый пригорок, за каждый овраг, каждый населенный пункт. В огне и дыму дозревали молдавские вишни, пышная плодородная земля перепахивалась снарядами, горели дома и овины. В этих боях Николай Коновалов был тяжело ранен. Наши посчитали его убитым и, оставив на поле боя ( и так часто бывало - жестокая правда жизни), ушли. Разведчика нашли немцы, но добивать не стали. Узнав из документов о том, что он служит в СМЕРШе, фашисты в бессознательном состоянии привезли его в Яссы, чтобы казнить публично. Когда Николай очнулся, безоружный и беспомощный, он понял весь ужас своего положения, но не струсил, не стал просить пощады. Ему было всего 24 года, но твердость духа, о которой он писал своему брату, стала его сущностью, его основой и стержнем.

    30 июня 1944 года в Яссах на глазах у жителей города, которых фашисты согнали на центральную площадь, разведчик был казнен. Николая четвертовали.

    Через несколько дней Советские войска освободили город и пошли с победными боями вперед.

    В жаркий июльский день в дом на улице Деповской поселка Бурея постучался почтальон.

    - Вам письмо, - сказал он, пряча глаза, вышедшей навстречу пожилой женщине. Потом, сгорбив плечи, развернулся и быстро захлопнул калитку.

    "С прискорбием сообщаю, что Ваш сын, лейтенант государственной безопасности Коновалов Николай Федорович, 30 июня 1944 года погиб смертью храбрых в борьбе с немецкими захватчиками. Начальник отдела контрразведки НКВД майор Гапонцев". Так было написано в похоронке.

    Все эти годы о подвиге молодого разведчика никто не знал.

    Комментарий

    Валентин Бурсянин, помощник прокурора Амурской области:

    - О сотруднике Бурейской прокуратуры Николае Коновалове не сохранилось никаких сведений. Этот человек был несправедливо забыт. Теперь мы хотим восстановить справедливость и обратиться с ходатайством в Генпрокуратуру РФ, чтобы лейтенант госбезопасности Николай Коновалов был награжден посмертно.

    Поделиться