05.06.2008 03:45
    Поделиться

    Для сохранения уникальной фауны Приморья предлагается изменить маршрут нефтепровода

    Во Владивостоке 25 июня пройдут общественные слушания по проекту строительства второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан".

    К этому времени общественность и власти должны определить предмет разногласий с проектировщиком - перечень основных проблемных вопросов, которые будут включены в протокол слушаний, а затем в пакет документов для государственной экспертизы. И если руководство муниципальных образований пока не торопится, то общественные организации уже подготовили свои предложения и начали работу с муниципалитетами, по территориям которых будет проходить трубопровод. Сейчас проводятся консультации, готовятся юридические семинары для граждан, желающих принять участие в общественных слушаниях. К работе по анализу проекта будут привлечены эксперты.

    Напомним, протяженность нефтепровода Сковородино - спецморнефтепорт Козьмино по четырем дальневосточным субъектам России составляет около двух тысяч километров. Строительство нефтепровода мощностью 50 миллионов тонн нефти в год будет осуществляться в сложных инженерно-геологических и климатических условиях. Это обусловлено разнообразием рельефа и ландшафта местности, а также наличием участков многолетней мерзлоты, сейсмичностью территорий.

    Все это заставляет общественные организации еще на стадии проектирования трубопровода активно включиться в процесс обсуждения. Например, экологи предъявили компании "Транснефть" требования, которые, по их мнению, необходимо учесть еще на стадии проектирования. Иначе и природа, и жители Дальнего Востока могут стать заложниками самой длинной в мире нефтяной трубы.

    Первое - чтобы при проектировании трассы были учтены интересы всех особо охраняемых природных территорий как федерального, так и регионального значения, памятники природы, леса высокой ценности. Это позволит сохранить редкие виды растений и животных.

    Еще одно требование - использование новейших технологий при пересечении водных объектов. Кстати, на юге Дальнего Востока трасса пересекает более 150 рек. Среди них Зея, Бурея, Бира, Амур, Кия, Хор, Бикин, Большая Уссурка, Партизанская и множество мелких речек. Это самые ценные места обитания рыбы. Но прежде всего, это источники водоснабжения городов и поселков.

    - Мы надеемся, что наши требования, адресованные заказчику и проектировщику трубопровода, будут услышаны, - сказала корреспонденту "РГ" координатор по связям с общественностью Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы России Светлана Титова.

    Сейчас проектный маршрут нефтепровода на территории Приморья пересекает зону санитарной охраны Шкотовского водозабора. Рядом находится Уссурийский заповедник и Ливадийский хребет - туристическая Мекка края.

    Экологи предлагают альтернативный маршрут от поселка Кировского до Арсеньева и через Анучино, по реке Арсеньевке в долину реки Партизанской и дальше на Находку. Такой маршрут удешевит расходы на прокладку нефтепровода, сделает его короче и отдалит от наиболее ценных экосистем.

    Впрочем, и власти не остались в стороне. Как в свое время заявил губернатор Приморского края Сергей Дарькин,  при строительстве нефтепровода следует особое внимание уделить вопросам экологии. Необходимо уже на стадии проекта предусмотреть приобретение современных судов-нефтесборщиков. Также Транснефть должна взять на себя обязательства по рекультивации используемых земель.

    Кстати

    Нашим соседям, а именно губернатору Хабаровского края Виктору Ишаеву в апреле этого года на стадии проектирования удалось добиться изменения маршрута трубопровода при пересечении Амура. Там трасса пройдет ниже водозабора Хабаровска. Это увеличит расходы на 20 миллиардов рублей, но Транснефть, надо отдать ей должное, выполняя экологические требования регионов, пошла на это.

    Поделиться