20idei_media20
    05.06.2008 03:00
    Рубрика:

    Охранники магазина не имеют права проверять содержимое сумок покупателей

    Проверить содержимое вашей сумки в магазине имеет право только милиция

    У меня в одном супермаркете произошла очень неприятная ситуация. Мы с мужем оплатили покупки в кассе и на выходе к нам подошли охранники и предложили без объяснений пройти с ними в комнату милиции. Когда мы туда пришли, появился начальник охраны и сказал, что мы украли какое-то косметическое средство. Мы ничего не крали!!! Мы стали возмущаться и показали сумки (по собственной инициативе). Там, естественно, ничего не было, охрана невнятно извинилась и отпустила нас.

    У меня вопрос: могу ли я требовать какую-то компенсацию за моральный вред? Во-первых, мне испортили праздник Пасхи, я понервничала и даже плакала от обиды и весь день пролежала с головной болью. Во-вторых, муж опоздал на вокзал на 30 минут (время пребывания в комнате милиции), и моя пожилая мама ждала его на платформе, а ей 87 лет. Подскажите, пожалуйста, как мне действовать сейчас в отношении администрации магазина? Заранее спасибо.

    Яна.

    - Наверняка сотрудники магазина были не правы. Из письма неясно, кто именно задержал покупателей: охрана или милиция. Дело в том, что сотрудники милиции при наличии данных, указывающих на совершение правонарушения, вправе доставить предполагаемых нарушителей в отделение милиции и произвести личный досмотр, а также досмотр вещей, находящихся при гражданине. При этом должны быть составлены протоколы.

    В нашем случае похоже, что никакие документы не составлялись, что само по себе является нарушением. Надо выяснить, сотрудники какого подразделения внутренних дел охраняют магазин, и написать жалобу в их вышестоящую организацию с требованием принести извинения и привлечь виновных к ответственности. По опыту: руководство ГУВД Москвы всегда внимательно рассматривает такие жалобы.

    Если же покупателей остановил не сотрудник милиции, а начальник вневедомственной охраны, то его поведение противозаконно с начала до конца. Если такая ситуация возникает, то покупатель может отказаться следовать куда-то за охранником магазина. Заставить его никто не может. Он вправе потребовать вызова милиции (либо вызывать ее самостоятельно) и только после этого проследовать за сотрудниками милиции в комнату, где будет произведен досмотр вещей с составлением всех необходимых протоколов.

    Учитывая, что сотрудники охраны ошиблись, и никаких противоправных действий вы не совершали, вам необходимо написать жалобу администрации магазина. В жалобе следует описать ситуацию и предложить руководству магазина в добровольном порядке выплатить вам компенсацию за причиненный моральный вред. Не требуйте, чтобы вам выплатили миллионы, настаивайте на разумной сумме. Например, разумной будет сумма, позволяющая вам компенсировать испорченный пасхальный вечер: например, путем похода в театр или кино.

    Дословно

    В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

    - рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

    - обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

    При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

    Закон "О защите прав потребителей", ст. 44