Новости

05.06.2008 04:00
Рубрика: Экономика

Держи вора

Проверить содержимое вашей сумки в магазине имеет право только милиция

У меня в одном супермаркете произошла очень неприятная ситуация. Мы с мужем оплатили покупки в кассе и на выходе к нам подошли охранники и предложили без объяснений пройти с ними в комнату милиции. Когда мы туда пришли, появился начальник охраны и сказал, что мы украли какое-то косметическое средство. Мы ничего не крали!!! Мы стали возмущаться и показали сумки (по собственной инициативе). Там, естественно, ничего не было, охрана невнятно извинилась и отпустила нас.

У меня вопрос: могу ли я требовать какую-то компенсацию за моральный вред? Во-первых, мне испортили праздник Пасхи, я понервничала и даже плакала от обиды и весь день пролежала с головной болью. Во-вторых, муж опоздал на вокзал на 30 минут (время пребывания в комнате милиции), и моя пожилая мама ждала его на платформе, а ей 87 лет. Подскажите, пожалуйста, как мне действовать сейчас в отношении администрации магазина? Заранее спасибо.

Яна.

- Наверняка сотрудники магазина были не правы. Из письма неясно, кто именно задержал покупателей: охрана или милиция. Дело в том, что сотрудники милиции при наличии данных, указывающих на совершение правонарушения, вправе доставить предполагаемых нарушителей в отделение милиции и произвести личный досмотр, а также досмотр вещей, находящихся при гражданине. При этом должны быть составлены протоколы.

В нашем случае похоже, что никакие документы не составлялись, что само по себе является нарушением. Надо выяснить, сотрудники какого подразделения внутренних дел охраняют магазин, и написать жалобу в их вышестоящую организацию с требованием принести извинения и привлечь виновных к ответственности. По опыту: руководство ГУВД Москвы всегда внимательно рассматривает такие жалобы.

Если же покупателей остановил не сотрудник милиции, а начальник вневедомственной охраны, то его поведение противозаконно с начала до конца. Если такая ситуация возникает, то покупатель может отказаться следовать куда-то за охранником магазина. Заставить его никто не может. Он вправе потребовать вызова милиции (либо вызывать ее самостоятельно) и только после этого проследовать за сотрудниками милиции в комнату, где будет произведен досмотр вещей с составлением всех необходимых протоколов.

Учитывая, что сотрудники охраны ошиблись, и никаких противоправных действий вы не совершали, вам необходимо написать жалобу администрации магазина. В жалобе следует описать ситуацию и предложить руководству магазина в добровольном порядке выплатить вам компенсацию за причиненный моральный вред. Не требуйте, чтобы вам выплатили миллионы, настаивайте на разумной сумме. Например, разумной будет сумма, позволяющая вам компенсировать испорченный пасхальный вечер: например, путем похода в театр или кино.

Дословно

В целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

- рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

- обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).

При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Закон "О защите прав потребителей", ст. 44

Неславянское лицо

Зачастую со мной невежливы продавцы в магазинах. Дело в том, что у меня не совсем славянская внешность (хотя я русская) и меня часто почему-то принимают то за цыганку, то за жительницу южных республик. И я испытываю на себе дискриминацию. Например, войдя в торговый зал магазина, я слышу, как один продавец кричит другому, показывая на меня: "Ты смотришь за товаром? Гляди в оба!" и др.

Мне ужасно неприятно, но я не хочу быть втянутой в конфликт. Можно ли как-то урезонить невежливых продавцов на основе закона, а не просто крика?

Ирина.

- Ирина, к сожалению, правовых механизмов, которые гарантированно позволяли бы защитить вас от неуважительного поведения продавцов, не существует. В то же время, если есть магазины, в которых вы бываете часто, целесообразно предпринять некоторые шаги.

Во-первых, можно сделать запись в книге жалоб о том, что продавцы некорректно к вам отнеслись. Во-вторых, можно пригласить менеджера, проинформировать его о проблеме и предложить принять меры к продавцам. Менеджер обязательно даст указания продавцам вести себя по отношению к вам предельно доброжелательно.

Если же вы находитесь в магазине не одна (есть люди, которые могут подтвердить факты дискриминации), то вы можете написать заявление в прокуратуру о привлечении виновных к ответственности за дискриминацию по расовому признаку либо обратиться в суд с требованием о компенсации морального вреда, причиненного в результате дискриминации.

Еще раз про бесплатный сыр

Лотерея

Я получил письмо, что выиграл крупную сумму долларов в лотерею. Переслал африканскому банку номер своего банковского счета. На счете - 1 доллар. Какие проблемы могут возникнуть у меня?

Стас.

- Если ваш счет является кредитным (то есть допускающим возможность получения денег даже при их отсутствии на счете), то вам следует незамедлительно заблокировать его. Если же счет дебетовый, то все, чем вы рискуете, - это тот самый доллар, который находился на счете. Для того чтобы застраховать себя от каких-либо неожиданностей в будущем, лучше будет закрыть этот счет или перестать им пользоваться.

Почему покупатель прав

Прочитала вашу статью "Мелкие хитрости большого магазина". Прошу вас разъяснить нам, продавцам, как нам уберечь нашу зарплату от наших покупателей? Столько пишется о несчастных покупателях, что они совсем обнаглели. По их мнению, людьми в наше время являются только покупатели, у них все права. А мы чего только не выслушиваем в наш адрес.

Елена.

- Елена, вы не правы. Газеты пишут не "о несчастных покупателях", а о правах, которые покупателю предоставляет закон, и о том, как правильно этими правами воспользоваться. Продавцам, чтобы уберечь свой кошелек, надо как минимум знать, уважать и соблюдать права покупателей.

Покупатель приходит в магазин сделать покупку, а не поругаться с продавцом. Большинство конфликтов возникает как реакция на поведение или высказывания продавца. Действительно, покупатели - разные люди и не всегда они настроены позитивно по отношению к продавцу. Поэтому надо вспомнить, что продавец - это сложная профессия, требующая специальных знаний и навыков. Квалифицированный продавец не только должен знать все о продаваемом товаре, но и должен обладать навыками общения с людьми и разрешения конфликтов. И, конечно, надо соблюдать несколько несложных правил, которые помогут предотвратить конфликт:

1 Будьте доброжелательны. Разговаривайте с покупателем спокойным тоном. Старайтесь не поддаваться на его раздражение и повышенный голос.

2 Не давайте немедленного ответа на требование клиента. Постарайтесь взять время на размышление для того, чтобы ваше решение основывалось на законе.

3 Обратитесь за помощью к коллегам.

Обратная связь

Потребительский ликбез провел председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин.

Свои вопросы вы можете задавать каждую пятницу с 12.00 до 14.00 по телефону: (499) 257-59-72, присылать по почте на адрес редакции или по электронной почте: smola@rg.ru

Экономика Товары и цены