06.06.2008 01:49
    Поделиться

    В Омске девочку из благополучной приемной семьи вернули безработной матери-одиночке

    Девочку из благополучной приемной семьи вернули безработной матери-одиночке

    По решению суда четырехлетняя Света Пономарева должна вернуться к биологической матери, которая два года назад оставила ребенка в детдоме.

    Елена и Юрий Диц вздрагивают от каждого звонка в дверь. В любое время за их девочкой могут прийти судебные приставы.

    Босая девчонка вихрем выносится из спальни и забирается на руки к Юрию. Она еще не может понять, почему в последнее время родители все чаще грустят, но интуитивно не отходит от них ни на шаг. Через несколько дней Света расстанется с ними навсегда.

    - Оформите пока опеку. Это и по бумагам проще, и присмотритесь друг к другу. А к школе сделаете все как положено. Тогда и фамилию вашу Света возьмет, - проконсультировала супругов еще в апреле 2007 года руководитель органа опеки Азовского района Татьяна Зубко.

    Сегодня супруги Диц не могут себе этого простить. Зачем послушали? То, что Света Пономарева - их дочка, поняли с первой минуты, она даже похожа на маму Лену, такая же светлая и голубо-глазая.

    - Когда мы приехали в детский дом в первый раз, - вспоминает Елена, - она выбежала навстречу и закричала: "Мама! Это моя мама!". Вцепилась ручонками мне в шею и не отпускала. Мы сразу и не сообразили, как ей объяснить, что не можем тотчас с собой увезти. Целовали, обнимали, уговаривали.

    У Елены и Юрия второй брак. Взрослые дети давно живут отдельно, а вновь нашедшим семейное счастье людям так хотелось ребенка. Да и слишком тихо было в двухэтажном коттедже без топота детских ножек. Когда были готовы все документы, они забрали малышку. Дома "принцессу" уже ждала комната с морем игрушек. Но счастье Диц было недолгим.

    В апреле этого года Азовский районный суд вынес решение о восстановлении родительских прав Пономаревой Ольги, настоящей мамы Светы. Этих прав ее два года назад лишил Октябрьский суд Омска. Формулировка была предельно проста: "Пономарева ни воспитанием, ни содержанием дочери не занимается, нигде не работает". Девочка даже не умела говорить. Почти с рождения жила с бабушкой. В два годика кроха угодила в кожно-венерологический диспансер с диагнозом "чесотка".

    Заведующая отделом выявления, учета и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, департамента образования Омска Людмила Меньшикова еще в декабре прошлого года вынесла официальное заключение. "Мать жизнью и здоровьем ребенка не интересуется, не работает, в квартире для девочки нет спального места. Департамент образования считает, что не в интересах ребенка восстанавливать Пономареву в родительских правах".

    В милиции по просьбе опекунов Светы на Пономареву выдали характеристику следующего содержания: "Неоднократно появлялась в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, за что на нее был составлен протокол об административном правонарушении".

    С этими документами супруги Диц бросились к адвокатам. Юристы успокоили - любой суд будет на вашей стороне.

    Однако на деле вышло иначе. За день до заседания департамент образования неожиданно предоставил другой документ за подписью той же Меньшиковой: "Имеются доказательства, что Пономарева стала иначе относиться к ребенку, он ей очень дорог. Сама она также изменилась в лучшую сторону". Выходит, пагубные пристрастия, из-за которых суд в свое время лишил Ольгу Пономареву прав на ребенка, остались в прошлом. Еще одна бумага пришла в суд от участкового Октябрьского округа: "Компрометирующими материалами на Пономареву не располагаем".

    Эти документы послужили основанием для того, чтобы восстановить неработающую мать-одиночку в родительских правах.

    То, что Ольга за это время родила еще одну дочку, Диану, и так и не устроилась на работу, суд по каким-то причинам не учел. Как и то, что за два года она не сделала ни одной попытки встретиться со Светой.

    Между тем на защиту супругов Диц горой встали не только их соседи в селе Александровка, но и соседи самих Пономаревых. В один голос они умоляли оставить ребенка опекунам. Но мнение общественности осталось за бортом.

    Корреспондент "РГ" предложил чиновникам из департамента образования вместе съездить к Пономаревым, чтобы убедиться, что для Светы там созданы все условия. В ответ - категорический отказ.

    Пришлось ехать одним. Прописаны они в старом двухэтажном бараке на окраине Омска. Ольги дома не было. Ее мать резко захлопнула дверь. Куда более разговорчивыми оказались соседи.

    - Мы очень удивлены, что Ольге возвращают дочь, - сообщила "РГ" Мария Иванова из барака напротив. - Она и с Дианкой-то никогда не гуляет. Ребенок постоянно плачет. На что она собирается жить с двумя детьми без мужа и работы, непонятно.

    Помимо этого соседи рассказали еще об одном интересном факте, без которого, вероятно, можно было бы уповать на то, что в двадцатипятилетней женщине вдруг проснулся материнский инстинкт.

    В прошлом году микрорайон, где живут Пономаревы, пополнил списки городской программы регенерации ветхого жилья. Их дом должен пойти под снос в числе первых.

    Между тем по документам о приватизации четырехлетняя Светлана является собственницей половины трехкомнатной квартиры Пономаревых. По этой причине тем "светит" только однокомнатная. Отказаться от своей доли Света не может. Это за нее вправе сделать ее опекун, коим сейчас, по решению суда, снова стала Ольга Пономарева.

    Почему суд не принял во внимание историю с квадратными метрами - еще один вопрос без ответа.

    - Получается, что мать вправе сначала отдать ребенка в детский дом, а потом, когда ей заблагорассудится, забрать его, - удивляется Елена Диц.- Закон при этом на ее стороне. Сегодня в стране действует специальная программа для опекунов. Россиян призывают брать отказных детей в семьи. Однако на практике оказывается, что мы не имеем никаких прав. Самое страшное, что в таких ситуациях больше всех страдает ребенок. То, что Света, когда ее вернут женщине, которую она не помнит, получит психологическую травму - никого не интересует.

    Тем временем

    На официальный запрос о том, как именно изменились условия жизни семьи Пономаревых, и какие условия ждут девочку у родной матери, директор департамента образования Омска Илья Дубин ответил:
    - Этот вопрос затрагивает частную тайну Пономаревой. Персональные данные разглашению не подлежат. В настоящее время Ольга Пономарева восстановлена в родительских правах. Постановлением Омского областного суда решение районного суда осталось без изменений, таким образом, признана его законность и обоснованность.

    Поделиться