11.06.2008 03:59
    Поделиться

    Важнейшие строительные объекты Челябинской области возводятся без разрешения Ростехнадзора

    Челябинская область входит в десятку российских регионов с высоким травматизмом на производстве. В 2007 году на строительстве погибло в полтора раза больше рабочих, чем в 2006-м. Это сказывается и на качестве выполненных работ. Кто контролирует стройки и может ли такой контроль обеспечить безопасность? На "деловом завтраке" в Челябинском филиале "РГ" на эти вопросы ответил заместитель руководителя управления по технологическому и экологическому надзору по Челябинской области Виктор Костромитин.


    Стройка без разрешения


    Российская газета: Виктор Александрович, удается ли вашей структуре сохранять свою независимость в регионах? В спорных вопросах давление не пытаются оказывать?
    Виктор Костромитин: Мы должны взаимодействовать с субъектами федерации, что и делаем, например, в сфере строительного надзора. Случаются отдельные звонки - звонящие считают себя правыми. Но все решается за столом переговоров.

    РГ:  На каких объектах существуют проблемы?
    Костромитин: Мы контролируем грузоподъемные краны и уже провели проверки на стройплощадках Ледового дворца и Центра сердечно-сосудистой хирургии. Замечания, которые мы им высказали, на днях приняты к сведению. Но во время таких проверок мы, следуя указаниям центрального аппарата Ростехнадзора, должны просмотреть все разрешительные документы. Подрядчики нужные документы нам не представили, из чего можно сделать вывод, что разрешений на ведение строительства нет. Мы уже направили письма в прокуратуру. Еще один пример - это новое офисное здание, что строится возле арбитражного суда области. Оно возводится без необходимых для начала строительства разрешительных документов. Материалы дела уже направлены в прокуратуру для возбуждения дела об административных правонарушениях.

    РГ: Наказание будет суровым?
    Костромитин: Как минимум штрафные санкции в адрес застройщика, заказчика, всех участников строительства. Максимум - приостановка рабочего процесса на 90 суток. Если вы, к примеру, сидите за рулем автомобиля, не имея при этом водительских прав, ГИБДД поставит автомобиль на штрафстоянку. Дело будет рассмотрено в соответствии с Административным кодексом. Эта ситуация ничем не отличается от той, когда строят без разрешения.

    РГ:  А как обстоят дела на строительстве челябинского метрополитена?
    Костромитин: У метростроевцев отсутствует план горных работ на 2008 год. Точнее, он не согласован с Ростехнадзором. В план горных работ, ранее уже утвержденный, внесены поправки - изменена глубина залегания, а металлические тюбинги меняют на железобетонные. Эти поправки должны пройти необходимую экспертизу. Поэтому ведение горных подземных работ недопустимо. С начала года не прорыто ни одного метра. Пока они осваивают новый проходческий комплекс. Если мы зафиксируем, что работы по бурению ведутся, руководство метростроя будет привлечено к ответственности.

    РГ: Наверняка ваши претензии строители называют мелочными придирками…
    Костромитин: Мы следим за качеством работ. Ледовый дворец - это будущий объект с массовым пребыванием людей - до 7,5 тысячи человек. Отсутствие разрешительных документов означает, что не была проведена необходимая государственная экспертиза. Или она проводилась, но проект не одобрен. Возможно, не были решены земельные вопросы. То есть причин может быть несколько, и во всем следует разобраться.

    РГ: Насколько же будут безопасны строящиеся объекты после сдачи в эксплуатацию?
    Костромитин: Я не готов ответить на этот вопрос. Вполне возможно, что строительные работы, возведение фундамента, стен и колонн соответствуют проекту. Но насколько качественен этот проект, мы не знаем - нет заключения госэкспертизы. В этом и должна разобраться прокуратура.

    РГ: А иных рычагов воздействия на застройщиков у вас нет?
    Костромитин: Строительство Ледового дворца, кардиоцентра и здания возле арбитражного суда контролирует областной стройнадзор. Мы лишь контролируем работу подъемных механизмов. Если выявляем иные нарушения, можем обратиться в надзорную организацию. Если же объект нам подконтролен, сами реагируем - выписываем штрафы. Если возникает необходимость - направляем материалы в суд для приостановки деятельности объекта. Если и за 90 суток, максимальный срок приостановки, ничего не исправили, суд принимает решение о продлении срока.

    РГ: Какие же стройки контролируете вы?
    Костромитин: Здания выше ста метров, если в нем имеются заглубления ниже 10 метров и если есть вылет консолей (архитектурных выступов) длиннее 20 метров. В Челябинске таковым является новый офисный центр на Кировке.

    РГ: И наша читательница из Челябинска Марина Черниченко как раз спрашивает о том, насколько новая высотка безопасна. С вашей стороны были претензии к застройщикам. Недостатки устранены?
    Костромитин: Офисный центр на улице Кирова действительно попадает в сферу федерального контроля. Особых проблем там не было, все мелкие недостатки устранены. И со скоростными лифтами там все в порядке.

    Угроза на склоне

    РГ: В сферу вашего контроля попадают и горнолыжные трассы. Наш читатель Сергей Паташов из Вишневогорска спрашивает о таких нарушениях. Зимой мы писали материал на эту тему. Что изменилось с того времени?
    Костромитин: Речь тогда шла о комплексе "Снежные холмы" на Коркинском разрезе. После наших неоднократных требований, привлечений к административной ответственности руководителей все работы, предусмотренные Градостроительным кодексом, все-таки были выполнены. Но заключение о соответствии нормам данного объекта не выдавалось. Сегодня в сфере нашего контроля более 30 буксировочных канатных дорог, четыре подвесные, пять грузовых и около 30 безопорных канатных дорог - так называемых "бэби-лифтов", которые используются для доставки на вершину резиновых тюбингов. С технической стороны нарушений нет. Есть проблемы организационного плана. Не хватает специалистов, обслуживающих канатные дороги, поскольку эта работа сезонная.

    РГ: Горнолыжный спорт - сезонное развлечение. Строящихся уникальных объектов в области немного. Ваша постоянная работа связана с промышленным производством. Какие объекты вы проверяли недавно?
    Костромитин: Я выезжал в Магнитогорск, на металлургический комбинат, на плановое обследование. Нарушения были, но грубых нет - таких, что могли бы повлечь угрозу безопасности жизни и здоровья людей.

    РГ: Какие нарушения могут считаться грубыми?
    Костромитин: Для металлургического производства это наличие воды на производственной площадке - если раскаленный металл попадает в воду, мгновенно происходит взрыв. На ММК за этим следят, и коэффициент травматизма там один из самых низких среди металлургических предприятий страны.

    РГ: А где у нас в области высокий уровень?
    Костромитин: На машиностроительных предприятиях, где крайне низкий контроль над соблюдением норм безопасности.

    Инспектор под надзором


    РГ: Инспекторов Ростехнадзора сейчас боятся так, как в свое время боялись налоговой полиции?
    Костромитин: Контролирующий орган не всегда карающий. У нас есть мероприятия предупредительного характера - по недопущению аварийности и травматизма. И если им следовать, дальнейших санкций можно избежать.

    РГ: Тем не менее есть нарушения со стороны Ростехнадзора…
    Костромитин: В Златоусте в прошлом году было задержано четверо сотрудников Ростехнадзора. В начале этого года был взят работник нашего управления. Факты есть, скрыть их невозможно.

    РГ: А у руководителей управления есть какой-то механизм, позволяющий следить за чистотой рядов?
    Костромитин: Во-первых, есть план проверки подразделений. Во-вторых, у нас имеется общественная приемная. Кстати, ее работа оценена как одна из лучших в стране. На нашем сайте есть интернет-приемная. Если поступает сигнал о недобросовестности или даже о нечистоплотности инспекторов Ростехнадзора, мы проводим собственное служебное расследование.

    Поделиться