Начало лета - наиболее горячая пора для сотрудников ГИБДД: школьные каникулы и массовый выезд сибиряков на дачи обостряют проблему безопасности на дорогах. На "Деловом завтраке" в сибирском представительстве "РГ" начальник Управления ГИБДД ГУВД Новосибирской области Сергей Штельмах рассказал о том, какие меры принимаются для снижения аварийности, и ответил на вопросы читателей.
Российская газета: В новом рейтинге, составленном межрегиональным общественным центром "За безопасность российских дорог", Новосибирск занял последнее место. Лидером стала Москва, в первую шестерку вошли и наши соседи - Барнаул и Омск. Между тем еще в январе этого года наш город находился в середине таблицы. В чем причины такого падения?
Сергей Штельмах: Падение результатов было в начале года, но не катастрофическое. По статистике, Новосибирская область выглядит вполне нормально. Кстати, об этом рейтинге мы сами узнали из СМИ - за информацией к нам никто не обращался, поэтому считать приведенные там данные официальными нельзя. По моим наблюдениям, Новосибирск отличается жестким стилем вождения и более низкой культурой на дорогах не только от столицы, но и от соседних сибирских городов. С другой стороны, как можно Новосибирскую область, в которой только легковых автомобилей в прошлом году прибавилось более 50 тысяч, сравнивать, допустим, с Усть-Ордынским округом или с Бурятией?
РГ: Июнь всегда отмечался подъемом детского травматизма на дорогах - сразу после того, как заканчиваются занятия в школах. Как выглядит статистика нынешнего года?
Штельмах: Пока - оптимистично, но итоги подводить рано. В июне прошлого года удалось избежать такого пика - именно в это время мы совместно с общественной организацией "Форпост" начали реализовывать программу "Картонные дети". На обочинах в очагах аварийности устанавливали фигурки детей. Эта мера вызвала большой резонанс в обществе. В нынешнем году отрицательных отзывов уже меньше.
Вообще, в Новосибирске довольно много социальной рекламы в нашей сфере, и мы тут в определенной степени "законодатели мод". На каждый перекресток инспектора не поставишь, поэтому очень важна разъяснительная, воспитательная работа. Происшествий станет меньше тогда, когда изменится сознание и водителей, и пешеходов. Не только соблюдение правил, но и взаимоуважение - залог нормализации обстановки на дорогах.
РГ: В Новосибирске появилось множество скутеров, которыми управляют дети. Требование к ним пока одно - наличие шлема, а о соблюдении ПДД и речи не идет. Что тут можно сделать?
Штельмах: Скоро в России будет вводиться регистрация таких транспортных средств. Но и на местном уровне мы уже ведем работу. Три месяца назад одними из первых в стране ввели меры: теперь на скутеристов, создающих аварийные ситуации, заводятся карточки, сведения поступают в отделы по делам несовершеннолетних, в школы. К родителям злостных нарушителей будут применяться меры административного воздействия.
РГ: Введены правила перевозки детей - они обязательно должны сидеть в специальном кресле. Отслеживаете ли вы ситуацию?
Штельмах: Да, ситуация на контроле, в моей ежедневной сводке отражены нарушения правил перевозки детей. В сутки регистрируем до ста случаев. Причем бывает, то водители после остановки прячут детей, чтобы избежать штрафа. Он, кстати, небольшой - 300 рублей. В основном занимаемся разъяснительной работой. В прошлом году из 20 детей, погибших на дорогах, девять были пассивными участниками - пассажирами. А соблюдать правила не так уж и сложно и дорого: помимо детских кресел есть специальные устройства, которые также сертифицированы. Мы, со своей стороны, проводили акцию - подарили таксомоторным компаниям несколько детских кресел, чтобы стимулировать их к соблюдению правил перевозки.
РГ: Ирина Рогова интересуется: "Жители новосибирского Академгородка собрали подписи под требованием установить "лежачих полицейских" на пешеходных переходах основных магистралей. Эта инициатива была вызвана рядом трагических инцидентов, в которых погибли пешеходы. Ваше отношение к такому решению проблемы?"
Штельмах: Наезд на пешехода - один из основных видов дорожных происшествий. По статистике, в 60 процентах случаев виновны сами пешеходы. Но и водители зачастую игнорируют требования разметки, знаков. Установка так называемых "лежачих полицейских" - это неплохой способ профилактики, но в определенных местах. Из-за "лежачих полицейских", установленных с нарушением ГОСТа, происходят аварии. Например, когда о препятствии на дороге не предупреждают дорожные знаки. Большинство "лежачих полицейских", установленных неправильно, нам удалось ликвидировать. А новые устанавливаем с учетом всех требований.
РГ: В Новосибирске все большей проблемой становятся пробки. Почему не используется такой метод борьбы с ними, как реверсивное движение, то есть изменение количества полос в зависимости от того, в каком направлении поток машин больше?
Штельмах: Пробки - это вопрос в первую очередь к нашим дорожникам. Мы по мере возможности оказываем помощь. В городе стали применяться светофоры с секундомерами. Что касается реверсивных полос - где возможно, будем применять.
РГ: На остановках стоят такси и мешают высаживать пассажиров - тут уж не до свободной полосы. Почему не боретесь с этим?
Штельмах: Заявляю ответственно: ни одна категория водителей не остается без нашего внимания. В том числе таксисты и водители маршруток, которые в погоне за клиентом создают на дороге опасные ситуации. Нарушителей заставляем пересдавать экзамены, в прошлом году у трех транспортных предприятий отозвали лицензии. Но они перерегистрировались и работают под новыми названиями - этого мы запретить не можем. Боремся и с неправильными парковками, но здесь наказание не слишком жесткое, хотя это нарушение часто создает пробки.
РГ: Паркуются неправильно многие автомобилисты, а по какому принципу вы эвакуируете машины?
Штельмах: Машины эвакуируем все подряд - не выбирая. Раньше был такой момент: буксируя автомобиль, можно было повредить автоматическую коробку передач. Сейчас подбираем любые машины, припаркованные неправильно. Работаем в основном в центре города, но иногда совершаем рейды и в отдаленные районы. Нам выделяют четыре эвакуатора в день, ими можем убрать с дороги лишь 20-30 автомобилей. Решение всегда принимает инспектор ГИБДД. С другой стороны, мы понимаем, что парковочных мест катастрофически не хватает.
РГ: Читатель из Барабинска Валерий Гнетов задает такой вопрос: "Я купил новую машину и хотел переставить на нее номера со старой. Мне отказали, ссылаясь на распоряжение начальника областного управления ГИБДД. Есть ли такой запрет, или это своеволие местных милиционеров?"
Штельмах: Это самодеятельность - ни один обратившийся к нам автовладелец не получил отказа в использовании старых номеров. Но мы сделали это прерогативой областного управления, чтобы избежать негативных моментов на местах. Вашему читателю необходимо написать заявление на мое имя, и вопрос будет решен положительно.
РГ: Лет десять назад водительских удостоверений покупалось, наверное, не меньше, чем получалось законно. Как сейчас?
Штельмах: Тут сложный момент связан с тем, что мы не можем отказать в допуске к экзамену человеку, который не учился в автошколе. И если у него есть знакомый в инспекции, то экзамен он, скорее всего, сдаст. Когда я стал начальником управления, то с первого раза экзамен стал сдавать лишь небольшой процент соискателей. Даже моя жена сдала на права со второй попытки. Сейчас с первого раза сдает около четверти всех экзаменующихся. Но тут никаких планов нет. У нас есть вопросы к автошколам - сейчас по нашей инициативе назначена их внеплановая переаттестация. Кстати, в Кемерове после такой переаттестации было закрыто 60 автошкол. А в Новосибирске их сейчас более 120.
РГ: Вопрос по техосмотру: человек купил машину в автосалоне без задних брызговиков - и не смог пройти техосмотр. Потом прицепил кое-как, чуть ли не скотчем приклеил - и прошел. Не кажется ли вам, что такой формальный подход коррупционно опасен?
Штельмах: Техосмотр проводят не сотрудники ГИБДД, а специалисты гражданских организаций. Задача инспектора - сверка узлов и агрегатов машины, проверка машины по базам данных. Но в случаях, когда проверяющие предъявляют необоснованные претензии или допускают нарушения процедуры техосмотра, просим звонить по нашему круглосуточному телефону доверия - 220-62-95, сообщать о таких фактах.
РГ: Вопрос от новосибирца Сергея Виноградова: "Разрешен ли левый поворот при выезде с улицы Орджоникидзе на площадь Ленина? Судя по сигналам светофора - запрещен, но многие водители поворачивают, а инспекторы их не тормозят".
Штельмах: Левый поворот там запрещен, и постовые следят за этим, регулярно останавливая нарушителей. Водители поворачивают скорее по привычке - этот запрет появился относительно недавно, в прошлом году.
РГ: Вопрос от Александра Елисеева из Октябрьского района. В прошлом году, чтобы снять иномарку с учета, приходилось проводить в очереди в районном экзаменационно-регистрационном отделе ГИБДД двое суток. Изменилась ли ситуация сейчас?
Штельмах: С учетом постоянного роста регистрируемого автотранспорта, наш штат составляет процентов 55 от необходимого. Спасибо губернатору и депутатам облсовета, которые поддержали меня и увеличили наш личный состав почти на батальон. Теперь будет больше сотрудников везде, в том числе и на регистрации. Для разгрузки мы открыли РЭО Калининского района, скоро откроем РЭО Октябрьского района - там предусмотрена регистрация машин, купленных в автосалонах Октябрьского и Дзержинского районов. Часто работаем по принципу "до последнего клиента", в праздники и выходные. Работа по регистрации кропотливая, но зато мы уверены, что среди машин, поставленных на учет в Новосибирской области, нет краденных или нерастаможенных.
РГ: Нужно ли, по-вашему, ужесточать законодательство в отношении участников дорожного движения?
Штельмах: Да, но очень аккуратно.
РГ: Это метод кнута. А что же будет пряником?
Штельмах: Мне кажется, что за безаварийную езду водителям можно было существенно уменьшать сумму страховки. Кроме того, все должны понимать, что существующие правила обязательны. Есть правила поведения в театре, на борту самолета - ведь подавляющее большинство принимает их как само собой разумеющееся. То же самое должно быть и на дороге.