24.06.2008 01:30
    Поделиться

    В Башкортостане все больше случаев суицида среди школьников

    Завершившийся учебный год стал последним в жизни 13-летнего школьника из Ишимбайского района. Тихий и спокойный мальчик повесился после того, как неудачно написал диктант.

    Бегство в никуда

    С начала года в республике это уже 19 случай суицида несовершеннолетних. Подростки, сталкиваясь с жизненными трудностями, все чаще заходят в тупик. А вывести их оттуда порой некому.

    Как утверждают специалисты, критическим для сохранения нации считается 20 самоубийств на 100 тысяч населения. В России порог суицидальности превышен в два раза, в Уфе - в полтора.

    - Пик подросткового сведения счетов с жизнью приходится на возраст 14 - 17 лет,- сказал в беседе с корреспондентом "РГ" заведующий кафедрой психологии Башкирского института развития образования Зиф Мурзаханов. - 62 процента самоубийств в молодежной среде происходят по причине семейных конфликтов, неблагополучия, боязни как физического, так и психического насилия со стороны взрослых, бестактного поведения педагогов, черствости окружающих. Чаще решаются на опасный шаг дети замкнутые, ранимые, чувствующие свое одиночество и ненужность.

    Заметить этих школьников, вселить в них веру в собственную значимость - значит спасти. Сделать это непросто, но возможно. Особенно тем, кто по долгу службы призван помогать учащимся в непростых жизненных ситуациях. Речь идет о школьных психологах. Даже родители в силу занятости либо равнодушия к собственным детям далеко не всегда могут понять и оценить опасное состояние ребенка. Психолог сделать это не просто может - обязан.

    Жилетка для каждого

    Сегодня в психологической помощи нуждаются не только тревожные, но и обычные, не внушающие опасений учащиеся. Непомерные нагрузки в школе, слишком динамичный темп жизни, многочисленные стрессовые ситуации не лучшим образом сказываются на душевном равновесии ребенка.

    - Нередко нервно-психические проблемы развития личности берут начало в период внутриутробного развития, - уверен Зиф Мурзаханов. - Поэтому психологи вместе с медиками должны иметь всю информацию о самых первых днях жизни младенца и сопровождать его в последующие годы. Особенно внимательно надо отслеживать критические периоды жизни ребенка: адаптации к детскому саду, затем к школе, переход из начальных классов в среднее звено и так далее. Очень много претензий у психологов к ЕГЭ: учащиеся слишком тяжело переживают его сдачу, доходя иногда до крайности. Одна из школьниц так боялась предстоящего экзамена, что накануне покончила с собой.

    - Психологическое консультирование сегодня очень востребовано, - соглашается с коллегой директор учебно-методического центра города Салават психолог высшей категории Марина Вишева. - Особенно в общеобразовательных учреждениях, где профессиональная поддержка нужна не только детям, но и их родителям (подавляющее число конфликтов идет именно из семей), а также самим педагогам.

    Пока не грянет гром

    Актуальность школьных психологических служб сомнений не вызывает. Однако руководители общеобразовательных учреждений не торопятся пополнять штатное расписание соответствующими специалистами. В республике только две трети школ имеют одного, реже - нескольких психологов.

    - Министр образования Андрей Фурсенко ратует за сокращение штатов в малокомплектных школах и предлагает начать его с социальных педагогов, вожатых и психологов, - комментирует ситуацию Зиф Мурзаханов. - Между тем в Башкортостане 40 процентов школ с численностью учащихся до 350 человек. Выходит, обучающиеся здесь дети не имеют права на получение грамотной психологической помощи.

    Спохватываются администраторы лишь тогда, когда становится действительно страшно. В прошлом году в Татышлинском районе покончили с собой три подростка в возрасте десяти, 13 и 15 лет. Только после этого в малокомплектных общеобразовательных учреждениях появились психологи, которые работают на одну половину ставки здесь, на вторую - в детском саду.

    Быть с формой

    - Еще одна проблема заключается в отсутствии в республике единого психологического пространства, - признается Зиф Мурзаханов. - В системе образования не создано центра, который бы управлял системой медико-психосоциального сопровождения детей. В министерстве образования нет специалиста, курирующего работу школьных психологов.

    Более того, отсутствует в регионе и законодательная база. Сегодня специалисты вынуждены руководствоваться в своей деятельности единственным документом - положением о психологической службе шестнадцатилетней давности.

    Зато относительно распределения рабочего времени имеются четкие установки: из 36 часов в неделю 18 психологи должны отдавать детям, еще столько же - бумагам. А их для предоставления отчетности требуется такое количество, что, по признанию самих работников, и отведенного времени не всегда хватает. Сегодня школьные психологи периодически должны отчитываться по 14 обязательным формам деятельности.

    Психологи имеют возможность работать за пределами школы. Однако это положение носит рекомендательный характер, поэтому все здесь зависит от директора. Одни руководители, понимая особенности деятельности психологов, дают им возможность позаниматься в библиотеке, пообщаться с детьми и родителями в семье. Другие требуют постоянно находиться в школе, тем самым резко снижая профессиональные возможности своих работников.

    Безжалостное финансирование

    Лариса Сапронова из Чишмов пополнила ряды безработных. В общеобразовательной школе, где она трудилась, женщину известили: ставка психолога с нового учебного года ликвидируется в связи с введением нормативного подушевого финансирования в образовательной системе региона. Никакую другую работу специалисту с 20-летним стажем не предложили.

    По словам коллег Сапроновой, это далеко не первый и, к большому сожалению, не последний случай вынужденного увольнения психологов с работы.

    - В условиях подушевого финансирования, - объясняет Зиф Мурзаханов, - каждый руководитель старается оптимизировать расходы общеобразовательного учреждения. Педагогов-предметников стараются сохранить, ведь от них зависит весь учебный процесс. Под сокращение идут, в первую очередь, специалисты второго плана. В ряде городов и районов республики психологов уже предупредили о предстоящем увольнении. А кое-где даже успели реформировать работу психологических служб. Например, в уфимском лицее № 62 из трех опытных специалистов, которые, к слову, без работы не сидели, остался всего один.

    Прямая речь

    Ильдар Муталов, директор Уфимской башкирской гимназии № 20:

    - По предварительным расчетам, для оптимизации работы нашего учебного заведения в связи с переходом на нормативное подушевое финансирование из 100 сотрудников необходимо сократить 15. В этот список неминуемо попадут  некоторые преподаватели, а также социальный педагог. А вот психолог останется однозначно. В школе сегодня возникает такое количество непростых, а порой и конфликтных  ситуаций с участием детей, родителей и педагогов, в которых обойтись без помощи специалиста просто невозможно.

    Поделиться