24.06.2008 01:25
    Рубрика:

    Леса Амурской области некому охранять

    Постоянные межведомственные реорганизации наносят животному миру области непоправимый ущерб

    Департамент Росприроднадзора по ДФО закончил проверку выполнения министерством сельского хозяйства области переданных ему отдельных полномочий по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания.

    Выяснилось, что в области существует более десятка всевозможных структур, в обязанности которых входит контроль за животными и средой их обитания. Создана даже дирекция по охране и использованию ресурсов животного мира и особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако леса Приамурья все равно остаются без должной защиты.

    До начала текущего года не возникало вопроса, кто будет осуществлять контроль за использованием охотничьих ресурсов Приамурья и бороться с браконьерами. Прошедшая реорганизация не только оставила за бортом многих опытнейших специалистов, но и обнажила ряд проблем.

    Федеральный закон о разграничении полномочий был принят еще в 2006 году. Передача полномочий Россельхознадзора в сфере охраны животного мира субъектам РФ состоялась в январе текущего года. Тогда же в области должна была появиться и начать работать соответствующая структура. Но постановление губернатора Приамурья "О создании управления по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания" был подписан только в мае 2008-го. Контроль за его исполнением возложен на заместителя председателя правительства области Александра Нестеренко. В результате переданные полномочия по охране животного мира сегодня исполняются всего девятью государственными служащими минсельхоза. И это при площади охотугодий в 35 миллионов гектаров!
     
    - За первый квартал нынешнего года сотрудниками управления вскрыто тридцать нарушений природоохранного законодательства, - рассказывает начальник отдела контроля за охраной, использованием и воспроизводством объектов животного мира Россельхознадзора по Амурской области Иван Болотский. - В то же время за аналогичный период прошлого года было выявлено 660 нарушений.
     
    По словам начальника отдела ресурсов животного мира областного минсельхоза Сергея Глущенко, в федеральном министерстве четыре месяца согласовывалась только кандидатура руководителя новой структуры - управления ресурсов животного мира и особо охраняемых природных территорий министерства сельского хозяйства Амурской области.

    - Ни люди, ни имущество нам не переданы. Из 89 штатных работников Россельхознадзора, осуществлявших функции охотнадзора в Приамурье, в создаваемой областной структуре финансирование выделено всего на 24 человека, - поясняет Сергей Глущенко. - Без всяких объяснений нам определены и размеры субвенций, за счет которых мы должны исполнять полномочия. Хотя все запрошенные сведения для их расчета и предложения по финансированию были представлены своевременно. Поэтому подготовлен проект постановления губернатора области по увеличению штатной численности создаваемого управления за счет бюджетных средств области.

    Между тем любое затягивание формирования новой структуры играет лишь на руку браконьерам. Никто пока не может гарантировать, что в ближайшее время специалисты создаваемого управления приступят к своим обязанностям. Во-первых, сам процесс формирования управления займет 2 - 3 месяца. Во-вторых, есть случаи, когда сами работники, в чьи обязанности входит охрана животного мира, занимаются браконьерством, уничтожая не только животных, но и среду их обитания.

    Кстати, недавно было возбуждено уголовное дело в отношении начальника ГУ "Дирекция по охране и использованию ресурсов животного мира и особо охраняемых природных территорий" Анатолия Козлова за превышение должностных полномочий и незаконную рубку леса в особо крупном размере на территории Воскресеновского заказника. Вырубка леса проводилась в течение шести месяцев. Почему же все это время не было реакции со стороны контролирующих органов? И не является ли уверенность в безнаказанности следствием исполнения указаний вышестоящих чиновников, которые по долгу службы сами обязаны стоять на страже закона. Не создается ли ими новая структура "для себя и под себя"? И кто, в конце концов, наведет порядок в тайге? Надеемся, что в полной мере ответ на поставленные вопросы дадут правоохранительные органы.

    Прямая речь

    Процесс формирования структуры областного управления по охране природы и животного мира несколько затянулся. Это признают и в межрайонной природоохранной прокуратуре.

    В ходе прокурорских проверок выявлен ряд как субъективных, так и объективных причин. По этому поводу внесены акты прокурорского реагирования, предписывающие министерству сельского хозяйства области принять меры по устранению нарушения закона.

    Так кто же должен охранять лесные угодья и животный мир? Корреспондент "РГ" попытался это выяснить у компетентных лиц.

    Юрий Кириченко, начальник управления ресурсов животного мира и ООПТ:

    - Проблемы по созданию областной природоохранной структуры действительно существуют. Но не мы их создаем. Непонятно, почему Россельхознадзором РФ нам переданы всего 24 штатные единицы для исполнения переданных полномочий, если служба охотнадзора самой этой федеральной структуры состояла из 89 человек. Областное управление Россельхознадзора оставило себе 48 единиц и проверяет 9 человек из управления ресурсов животного мира.

     Средств, выделенных из федерального бюджета в виде субвенций на содержание 24 человек, едва хватает на зарплату, причем по самым низким ставкам. Никакое имущество нам не передано. Где логика, если средства на исполнение полномочий еще не поступали, а проверки по их использованию уже активно проводятся? Сейчас у нас проходит четвертая проверка!

     Областное охотуправление уже создано, в ближайшее время завершается формирование штата, и при поступлении субвенций наша работа, особенно в области контрольно-надзорных мероприятий, приобретет нормальный режим.

    Иван Ряжских, руководитель управления Россельхознадзора по Амурской области:

    - Все субъекты РФ сами принимали решение по исполнению федерального закона о передаче полномочий. 32 региона отказались от них, учитывая дефицит своего бюджета. Власти Амурской области приняли на себя полномочия по охране животного мира и среды их обитания, но в бюджете дополнительных средств на это не предусмотрели. Теперь же пытаются переложить свою вину на других. С января 2008 года было готово к передаче и имущество, но областной минсельхоз обратился в комитет по госимуществу с просьбой оттянуть эту передачу в связи с тем, что структура не сформирована. Хотя субвенции из федерального центра поступают. Непосредственно с руководителем управления Юрием Кириченко согласовывалась и каждая кандидатура человека, переходящего от нас. Однако сейчас эти люди оказались в качестве сокращенных безработных. А то, что сегодня для работы им выделили всего 24 штатные единицы, это, по моему убеждению, результат неэффективной работы областного минсельхоза, на которое и были возложены эти обязанности. Мы же просто четко выполняем законы РФ.

    Справка "РГ"

    Постановлением губернатора Амурской области специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания определено областное министерство сельского хозяйства. Ведомству дано право заниматься выдачей лицензий на промысловую и любительскую охоту, проверять разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия, составлять протоколы об административных правонарушениях и привлекать нарушителей природоохранного законодательства к ответственности.

    За Россельхознадзором осталось право контроля за исполнением переданных полномочий по охране животного мира, в том числе и право составления протоколов на нарушителей, привлечения их к административной ответственности.