Накануне выходных Первый канал вместо обозначенного в программе "КВН. Музыкальный фестиваль в Юрмале" сразу после вечернего выпуска "Времени" показал в прямом эфире встречу со сборной России по футболу.
Согласно данным службы измерений канала встреча эта по Москве прошла с долей 35, что на простом языке означает: ее смотрел каждый третий. Произошло это наверняка еще и потому, что сработал элемент неожиданности - и для футболистов, которые прямо с самолета отправились не домой, где они не были полтора месяца, а сразу в студию, под камеры и прожекторы. И для артистов. И для болельщиков. Как и почему в эфире "первой кнопки" возникло такое шоу? На вопросы "РГ" отвечает руководитель студии спецпроектов Первого канала Наталья Никонова.
Наталья Никонова: Никто не знал, каков будет исход чемпионата, когда наша сборная вернется на родину, поэтому запрограммировать эту встречу было невозможно.
Российская газета: Но почему прямо сразу с трапа самолета?
Никонова: Потому что у всех потом были свои планы, все бы разъехались по домам... Понимаете, нужно было ловить эмоцию. Телевидение - это прежде всего событие. Болельщикам было важно все, что происходит со сборной: как приземляются, куда поехали, что чувствуют. Мы это уловили. В результате появилась эта программа. По сути, это было чествование футболистов.
РГ: Готовил ли канал эту встречу заранее? Мои коллеги высказывали недоумение, почему на телевидении не устраивают большие обсуждения футбола, как, например, "Евровидения"?
Никонова: Вот и устроили.
РГ: Почему пригласили именно этих артистов? Знали ли, что вести будет Малахов, а петь - Гурченко?
Никонова: Программа готовилась в рекордные сроки. Артистов обзванивали буквально в тот же день. С точки зрения телевизионной технологии это было очень сложно. Андрей Малахов в прямом эфире умеет управлять эмоциями большой студии. Спортивные комментаторы Геннадий Орлов и Константин Выборнов - и ведущие, и очевидцы. Они же были на Евро и прилетели вместе со сборной.
РГ: Когда вы звонили звездам, думаю, соглашались все - кто же в этот момент не хотел поздравить футболистов. Проходил ли какой-то отбор?
Никонова: Звонили тем, кого считали достойными, и тем, кто связан с футбольной тематикой. Лариса Долина, к примеру, болельщица, даже ездила в Австрию. Людмила Гурченко - тут объяснять не надо. Она и болельщица, и ее песня "Команда молодости нашей" подошла к настроению вечера.
РГ: Кто подсказал братьям Березуцким поднять Людмилу Марковну на руки?
Никонова: Это была импровизация. У "Комеди клаб" была пародия на Виктора Гусева, у группы "ГДР" - песня, посвященная специально Гусу Хиддинку. Ну, как было их не позвать? А "Надежда" Льва Лещенко - это просто квинтэссенция нашего ощущения по итогам чемпионата.
РГ: И все же "Комеди клаб" мог бы продемонстрировать и нечто более смешное. Хотя прямой эфир нынче редкость. Какой ценой он дался на этот раз?
Никонова: Когда проводишь такой эфир, ощущение, что находишься в жерле вулкана. Столько эмоций, людей, противоречивых раздирающих векторов. Ведущие втроем в первый раз вели такую сложную площадку. Мы не знали до последнего момента, успеет ли к нам приехать сборная. Были готовы к тому, что программу запишем и выдадим на следующий день. Но когда футболисты переступили порог телецентра... Редакторы, которые проводили гостей в студию, не верили и звонили домой родным и спрашивали: мы действительно в прямом эфире? Вы нас видите?
РГ: Я слышала зрительские мнения, что наши спортсмены выглядели очень уставшими. Некоторые, как Адамов, прямо говорили, что хотят домой. Да и не ждали ребята такой встречи. Возможно, даже думали, что их будут осуждать за проигрыш испанцам...
Никонова: Они держались с достоинством, хотя было очевидно, что сильно устали. И, выходя из студии, говорили нам, что только сейчас по-настоящему поняли, как сильно болела за них страна.