Сараскина: "Кому из представителей интеллигенции Харьковщины понадобилось оболгать Солженицына?"

Уважаемый главный редактор газеты "Голос Украины"!

Две недели назад читатель Вашей газеты переслал мне ксерокопию публикации от 30 апреля 2008 года под названием "Обращение украинской интеллигенции Харьковской области", подчеркнув в ней фрагмент, где "цитируется" выступление А.И. Солженицына, якобы имевшее место в Хабаровске 15 мая 1994 года.

Вот эта "цитата":

"Все российское Зауралье, от бывших Демидовских заводов до Камчатки, заселено зачастую больше чем наполовину украинцами. Тем не менее у них хватает совести и такта не требовать введения второго государственного языка. В то же время такие требования раздаются практически во всех бывших советских союзных республиках. Их авторы, несомненно, в большинстве составляют пролетаризированную сволочь, независимо от наличия у них новомодных дипломов. Это инородцы, в основном еврейского происхождения, пробующие поссорить два великих народа и нагреть на этом руки".

Я являюсь автором только что вышедшей в Москве (серия "ЖЗЛ", "Биография продолжается") книги "Александр Солженицын" (изд-во "Молодая гвардия", 2008), над которой работала много лет, собирая материалы о жизни и творчестве писателя. Ко мне обращаются мои читатели с просьбой прокомментировать процитированное в Вашей газете "выступление" Солженицына.

Должна довести до Вашего сведения, а также до сведения тех 328 представителей украинской интеллигенции Харьковщины, которые подписали Обращение (правда, газета не приводит ни одной подписи этих представителей, так что мне неясно, к кому конкретно я могла бы обратиться), что такого выступления А.И. Солженицына никогда не существовало. 15 мая 1994

А.И. Солженицын не только не выступал в Хабаровске, но даже не успел еще пересечь границу РФ и находился в Вермонте, в своем доме. Только 27 мая писатель с женой и младшим сыном прилетели в Магадан, после чего началось их путешествие по России. В Хабаровск А.И. Солженицын прибыл 2 июня и тем же вечером выступил перед творческой интеллигенцией города в театре музыкальной комедии.

В моем распоряжении имеется рукописный Сибирский Дневник А.И. Солженицына, где зафиксированы (конспективно) выступления участников этого вечера: по ним видно, что вопросы, которые "подняты" в "цитате", вообще не ставились. У меня есть "Хроника 55-дневного путешествия по России в материалах информационного агентства ИТАР-ТАСС"; пребыванию А.И. в Хабаровске (2-6 июня) посвящены с. 38-42, где изложены все его выступления в этом городе: ничего похожего на "цитату" из Вашей газеты здесь тоже нет. У меня есть журнал "Огонек" (1994, июль, N 27-28), где приведены самые яркие фрагменты выступления А.И. перед журналистами и общественностью Владивостока и Хабаровска (с. 21-23) - ничего похожего на Вашу цитату нет. У меня в руках десятки местных газет от июня 1994 г., скрупулезно излагающих где, как и с кем встречался писатель, что и кому говорил (кстати, встреча А.И. с творческой интеллигенцией Хабаровска транслировалась местными СМИ).

Разумеется, ничего подобного тому высказыванию, которое цитирует Ваша газета, в этих материалах не содержится и содержаться не может по определению. Надо совсем не чувствовать стилистику и лексику высказываний А.И. Солженицына, чтобы сочинить за него такую цитату (сочинители даже не озаботились выяснить, когда именно А.И. Солженицын выступал в Хабаровске).

Кому из представителей украинской интеллигенции Харьковщины понадобилось оболгать писателя, приписав ему такие слова, как "пролетаризированная сволочь"? Почему патриотический пафос Обращения (о содержании и качестве которого не стану судить в данном письме) потребовал от его составителей грубой лжи?

А.И. Солженицын не раз говорил в этой связи: "На меня лгут, как на мертвого". Но хочу заверить Вас, что А.И. Солженицын, слава Богу, жив, как живы и те его читатели в России, кто способен опровергнуть клевету.

Остается только догадываться, почему уважающая себя "парламентская газета", существующая уже 18 лет, помещает на своих страницах материалы, содержащие ложь. Полагаю, газета должна извиниться перед А.И. Солженицыным, а заодно и перед всеми его многомиллионными читателями в России и во всем мире.