Удивительно, как этот коллектив - ровесники "Аквариума", "Воскресения" и "ДДТ" - умудряется быть популярным столь долгие годы, сторонясь при этом телеэкранов, рекламных кампаний и затянувшей в безвременье уже не один коллектив коварной моды. А секрет в общем прост, хотя и обиден - сегодня в России крайне мало интеллигентного, мудрого рока.
Вот и на концерте в столичном Центральном доме художника был аншлаг, хотя лидер коллектива Эдмунд Шклярский - музыкант, художник, выпускник Ленинградского политехнического института, казалось, не делал ничего для того, чтобы понравиться залу. Он не говорил ни слова в паузах между песнями, музыканты были статичны. Но от песен шла влекущая магия и ощущение волшебства: от мелодий, текстов, от небанальных тембров концертного саунда. А еще - от экзистенциальной отстраненности наблюдающего со стороны музыканта-философа, в котором сразу и непонятно чего больше: мудрости, переплетенной с сарказмом, ироничной миросозерцательности или почти вампирской влюбленности в жизнь?! "Пикник" ныне играет на тонкой нервной грани арт-рока и нео-готики, его композиции полны страсти, огня, холода, разочарований, тяги к познанию человеческих страстей и житейских истин. Мистически обволакавающий звук, шаманско-мефистофельские мотивы, изысканная мелодичность и причудливые аранжировки - среди персонажей песен группы помимо наших современников появляются то Нострадамус, то Иероним, то Навуходоносор или беглецы от Содома. Такие песни хочется слушать, вслушиваться в них и, в зависимости от настроения, склада характера или состояния души, - впитывать эмоциональный заряд или неизбежное стремление тоже стать хоть немного чутче, мудрее и образованнее. Впрочем, учитывая, что песни группы абсолютно не нарочиты и не тенденциозны, а мелодичны и многие вполне хитовы, задача просветительства "Пикником", конечно, не ставится. Шклярский всю жизнь поет только о том, что хочет и о чем думает, и поэтому еще с 1982 года свободен от моды и запросов шоу-бизнеса. И оттого остается предельно искренним, разным и неповторимым на российской рок-сцене. Мало кто нынче может себе это позволить.
Российская газета: Зрители, как правило, приходят на концерты послушать любимые и хорошо известные хиты. Насколько музыканты обязаны зависеть от настроения аудитории?
Эдмунд Шклярский: Наша тактика несложная: когда набирается достаточное количество новых песен, то мы играем их в первом отделении, а во втором - знакомые зрителям хиты. Сейчас как раз готовим очередную премьеру, думаю, что за лето управимся. А пока играем то, что захотим, но, конечно, без "Фиолетово-черного", "Иероглифа", "Египтянина" и других песен, которые просит зал, не обходимся. Прежде всего потому, что нам и самим нравится их играть.
РГ: Предыдущий альбом, вышедший уже два года назад, назывался "Мракобесие и Джаз". Что после него ожидать от "Пикника" в большей степени: мракобесия или джаза?
Шклярский: Ни того, ни другого. Строчка "Мракобесие и Джаз" взята из периодического издания и служит скорее ключом к эмоциональному восприятию, нежели определяет стиль исполнения. Почему у нас так долго не было премьер? "Пикник" и прежде никогда не строил графиков выхода в свет новых песен, предоставляя все естественному ходу событий. Так и теперь.
РГ: В этом году исполняется уже 26 лет со времени выхода первого альбома "Пикника" - "Дым". За эти годы сильно изменились поводы, вдохновляющие вас на творчество?
Шклярский: Думаю, что нет. Как и прежде, это - сомнения. Наверное, очень естественное состояние человека. Особенно такого, который имеет наглость сочинять и самовыражаться. Стал ли я за эти годы мудрее и лучше познал мир? Если бы знать ответ на этот вопрос и в процентах оценить полезность различных форм познания - то из любой группы можно было бы сделать The Beatles. Но познавай или не познавай мир - все равно никакого корыстного применения в творчестве это не имеет. Другое дело, что так жить - интереснее.
РГ: Какая из профессий наложила наибольший отпечаток на вашу жизнь, помимо музыки: инженер или художник?
Шклярский: Поскольку у меня нет ни музыкального, ни художественного образования (в детстве Шклярский учился в музыкальной школе по классу скрипки. - Прим. ред.), то отпечатки пальцев остались только от студенческих технических лет. С тех времен сохранились и привычки: телевизор включен практически постоянно, независимо от содержания телеэфира. И еще одна: прежде я регулярно читал журналы "Техника молодежи" и "Юный техник". Недавно снова увидел "ТМ" в киоске и очень удивился - обрадовался и купил! Но, к сожалению, состояния былой технической романтики мне ощутить не удалось.
РГ: Ну не скажите - вы ведь по-прежнему сами изобретаете необычные сценические шоу. То играли на лично изобретенном струнном инструменте с ручкой, которая почему-то часто отваливалась. То сделали из полуобнаженной девушки виолончель и играли на ней мелодии. А не так давно в шоу "Пикника" участвовал и глотатель огня... Неужели все эти идеи вас уже не греют?
Шклярский: Да все у нас в порядке - инструмент "Девушка-виолончель" жив-здоров и поныне. А возникает он на концертах с периодичностью примерно раз в 2-3 года - как раз за это время по науке успевает обновиться кровь. Ну а инструмент, который я сам изобрел, в настоящий момент усовершенствую. Скоро он обретет новое звучание. А глотателя огня мы поменяли на шута, к радости пожарных служб страны. Но появилась другая беда: согласно сценическому действию шут укрощает электричество. Однако электрики в залах дают разное напряжение - от 220 до 380 вольт - и поэтому ему порой бывает очень не до смеха.
РГ: Вы поете, отстраняясь от зала, и не общаетесь со зрителями. Даже не выкрикиваете привычных для других артистов фраз, типа: "Не вижу ваши руки" или "Светите на сцену мобильными телефонами"... Таким образом до аудитории лучше доходят ваши песни - поэтичные, метафоричные, образные, с небанальными аллегориями и шаманскими тембрами? Или вы вообще "по жизни" стараетесь реже повышать голос и не поддаваться эмоциям?
Шклярский: Общение у нас не практиковалось и вряд ли когда будет. Что касается эмоций, то вы не правы. К большому сожалению для меня самого. Ведь для спора, как и для любви и ненависти, не требуются поводы. А в споре я кроме хрипоты как правило ничего не добиваюсь. Поэтому теперь стараюсь обходиться без выяснения отношений. В общем, как я понял, лучше порой чаще молчать.
РГ: В ваших песнях хватает мистики, таинственности, попыток заговорить с провидением и лучше познать все грани мира. Верите ли вы сами во все необъяснимое?
Шклярский: Я придерживаюсь ортодоксальной религии. Хотя все-таки и стараюсь избегать встреч с черным котом.
РГ: Какие книги и диски сейчас у вас на столе?
Шклярский: На столе у меня диск Джими Хендрикса Axis bold as Love - с красивым оформлением. А вот книга пока отсутствует - не нашел пока подходящего переплета (улыбается). Зато есть макет обложки будущего диска. Но показать его я смогу только ближе к осени. Сами понимаете, по какой причине....