03.07.2008 02:44
    Поделиться

    Во многих медучреждениях Дона договоры об оказании платных медуслуг оформляются некорректно или не составляются вовсе

    Часть денег от платных медицинских услуг, минуя налоговый учет, оседает в карманах предприимчивых врачей

    Платная медицина приобретает все большую популярность, о чем свидетельствуют результаты соцопросов и данные статистики. В то же время в этой сфере царит такой хаос, что больному приходится постоянно быть начеку, чтобы не стать жертвой обмана. Корреспондент "РГ" убедился в этом на собственном опыте.

    Беззубый договор

    Дефицита медицинских учреждений в областном центре нет. Но дождаться помощи врача, особенно во время летних отпусков, когда один лор уехал отдыхать, а другого в штатном расписании почему-то не предусмотрено, очень сложно. Что делать тогда?

    В одном из крупных медицинских центров Ростова в окошечке специальной кассы для "платников" приветливая женщина сообщила, что отоларинголог как раз ведет прием. На вопрос, сколько это будет стоить, она улыбнулась: "Врач скажет. На месте оплатите", и протянула клочок бумаги с номером кабинета.

    Случаи, когда с больным не заключается договор, не выдаются документы, подтверждающие, что он заплатил за медпомощь, занимают первые строчки рейтинга нарушений при оказании платных медицинских услуг. Сказать, сколько денег в результате уходит в карман конкретного доктора, не может никто. Они ведь нигде не учитываются, и налоги с них не платятся. Но это еще полбеды. Главное, если помощь будет оказана некачественно и пациент захочет пожаловаться, не имея на руках документов, он не сможет доказать обоснованность своих претензий.

    - Очень часто бывает, договоры оформляются, но настолько некорректно, что не могут иметь никакой силы, - замечает руководитель управления Росздравнадзора по Ростовской области Вартан Трепель. - К примеру, не указываются условия и сроки получения платных услуг, не оговариваются права, обязанности и ответственность сторон, не прописывается, какие именно действия обязано выполнить лечебное учреждение.

    Специалисты в один голос призывают "платников" быть бдительными: требовать заключения договора, и, прежде чем ставить свою подпись, основательно штудировать его.

    - Если в системе обязательного медицинского страхования действует типовая форма договора, то, когда речь идет о платной медицине, ситуация совсем иная, - поясняет президент ассоциации донских врачей, руководитель ростовского филиала одной из страховых компаний Виктор Пахарин. - Этот документ в разных лечебных учреждениях даже называться может по-разному.

    Прейскурант с секретом

    Список нарушений в сфере платных медицинских услуг пугающе велик. Во многих ЛПУ днем с огнем не сыщешь информацию о перечне услуг, которые оказываются на коммерческой основе, и их стоимости - так называемый прейскурант. Если он все же есть, при проверке порой выясняется, что список был утвержден в прошлом году и с тех пор не обновлялся. Подменить бесплатную помощь платной в этом случае очень легко. Заодно можно, не моргнув глазом, насчитать за лечение пару лишних сотен, а то и тысяч.

    - К нам с начала года поступило 37 жалоб на незаконное взимание денег при оказании медицинской помощи, - говорит Пахарин. - Это только те люди, которые написали заявления, на самом же деле подобных фактов гораздо больше. В одной из ростовских больниц, непонятно на каком основании, пять физиотерапевтических процедур делали бесплатно, а еще пять - за деньги. А в Таганроге внутривенное лазерное облучение крови перевели на коммерческую основу, мотивировав тем, что аппарат был приобретен на средства, полученные от оказания платной помощи.

    Контролирующие органы регистрируют нарушения, когда услуга, которую оказывают пациенту за его собственные деньги, вообще не предусмотрена действующей лицензией медицинского учреждения.

    Деньги - не панацея

    Отдельная проблема в том, что практически ни в одной больнице нет отдельных хозрасчетных кабинетов. Поэтому и "платники" и те, кто пришел с полисом ОМС, сидят в одной очереди, а на прием идут к одному и тому же врачу. За что при этом берется "мзда", вообще непонятно.

    - В идеале каждое ЛПУ, где есть платные услуги, должно иметь свою хозрасчетную группу, - считают в министерстве здравоохранения Ростовской области. - Для областных учреждений, которые находятся в нашем подчинении, мы разработали порядок работы, где как раз оговорен этот аспект. Свои рекомендации мы направили и главам муниципалитетов.

    Но те, похоже, не спешат пользоваться советами регионального минздрава. По словам Вартана Трепеля, в муниципальных лечебных учреждениях порядка меньше, чем в государственных. Но ситуация в частных клиниках еще хуже.

    - Там не жалеют средств на хороших юристов, а вот качеству медпомощи внимания уделяется меньше, - отметил он.

    При этом лишить клинику лицензии всегда очень сложно. Сначала нарушителей штрафуют, в случае рецидива - через арбитражный суд приостанавливают действие лицензии на срок до 90 дней. И только если нарушения и после этого вновь обнаруживаются, ставится вопрос о прекращении действия лицензии.

    За 2007 год управление Росздравнадзора по Ростовской области наложило 176 административных штрафов на коммерческие предприятия на сумму около 2,5 миллиона рублей. Было приостановлено действие шести лицензий, и у двух фармацевтических предприятий лицензии были отозваны.

    Расходы населения России на лечение и медикаменты в несколько раз опережают темпы роста аналогичных затрат государства. Это свидетельствует о росте спроса на платные медуслуги. В тоже время эксперты сходятся во мнении, что система защиты прав пациентов, которые готовы платить за медицинскую помощь, сегодня отсутствует.

    - Различен даже правовой статус граждан, идущих в больницу с полисом ОМС и "платников", - комментирует Виктор Пахарин. - Первые защищены законом об обязательном медицинском страховании, вторые - законом о защите прав потребителей. Ответственность в том и другом случае - разная.

    Руководитель управления регионального Росздравнадзора видит решение проблемы в сочетании как минимум трех составляющих: госрегулирования, конкуренции и эффективного контроля со стороны институтов гражданского общества. Однако, как показывает практика, ни один из этих механизмов пока не работает так, как надо. А значит, ответственность за результат при посещении доктора лежит на плечах самих пациентов.

    Комментарий

    Татьяна Быковская, министр здравоохранения Ростовской области:

    - Сферы платной и бесплатной медицины не разграничены, поэтому удержать их в каких-то рамках очень сложно. В ближайшее время должен выйти новый закон об обязательном медицинском страховании, который четко определит, что государство гарантирует каждому гражданину бесплатно. Кроме того, мы очень надеемся, что будут приняты законы о защите прав пациента и прав врача.

    Кстати

    В результате соцопроса, который провел Ростовский союз защиты прав потребителей, выяснилось, что некоторые врачи во время приема пациентов не упускают случая обеспечить себе дополнительный заработок. 43 процента респондентов сказали, что доктора предлагали им купить какое-то лекарство, еще 7 процентов - биологически активные добавки. А несколько человек сообщили, что в больнице им пытались продать средства бытовой химии.

    Поделиться