10.07.2008 03:10
    Поделиться

    Все больше волгоградцев не возвращают кредиты

    В регионе растет количество случаев мошенничества с банковскими кредитами

    Суд Советского района Волгограда осудил менеджера сотовой сети на три года лишения свободы условно с испытательным сроком в два с половиной года. Девушка получила наказание за оформление "липовых" банковских кредитов на покупку сотовых телефонов.

    Районная прокуратура раскрыла подробности мошеннической схемы - кредиты оформлялись по ксерокопиям паспортов людей, которые даже не подозревали о том, что стали кредиторами. Нечистая на руку волгоградка вносила в банк первоначальный взнос в размере 10-20 процентов, а следом продавала телефоны скупщикам и знакомым. В общей сложности ей удалось оформить кредитов на сумму около ста тысяч рублей.

    Волгоградские банкиры без труда назовут еще пару-тройку распространенных трюков с кредитами. Чаще всего действительно используются чужие паспорта, липовые справки о доходах, пирамидные схемы. По разным городам кочуют отдельные граждане или целые кланы, которые специализируются на невозврате займов. Вместе с развитием финансового рынка в России появился и класс банковских аферистов. В общем объеме невозвратов, как говорят банкиры на условиях анонимности, больше половины случаются не под воздействием форс-мажора, а по злому умыслу. И дальше эта доля будет расти.

    Обманывать банки пытаются и сами их сотрудники, и работники структур, завязанных в цепочке кредитования - сотовых сетей, автосалонов, страховых компаний. Главное, что они хорошо знакомы с технологиями принятия решений о выдаче кредитов. Например, в банках принято прозванивать телефоны потенциального заемщика - мошенник готов на этих телефонах посадить своих людей. "Мама", "начальник" и "сестра" легко подтвердят, что этот человек укоренен на волгоградской земле.

    Именно этими приемами воспользовался мошенник, который года три назад обманул ряд волгоградских банков. Он купил паспорт у бомжа, вклеил туда свою фотографию, посадил на контактные телефоны подельников. Кредиты он получал быстро, потом на них купил иномарку стоимость миллион рублей. Со временем банки хватились - нет ни денег, ни клиента. Начали искать его, параллельно заявив в милицию. Дошли до матери - она сама сына давно не видела. Сына ее нашли на вокзале в Астрахани, понятно, без документов и денег. Но-кредиты то брал не он, а мошенник по его паспорту. Дальше нашли следы машины, потом выследили и самого мошенника. В этом случае слаженно сработали служба безопасности одного из банков и правоохранительные органы. Самое интересное, как рассказывает банкир на условиях анонимности, что на розыск ушел год, а оформление возврата машины по суду тянется уже два года.

    Управляющий одного из филиалов банков в Волгограде Алексей Морозов объяснил корреспонденту "РГ" причины роста мошенничества:

    - Это обратная сторона внедрения поточных (скорринговых) технологий в кредитовании физических лиц. Банки проверяют потенциального клиента на соответствие базовым критериям и быстро принимают решение. Однако, если есть технологии, найдутся и люди, которые их обойдут.

    Действительно, по данным Волгоградского управления Банка России, в прошлом году объем кредитов физическим лицам вырос почти вдвое. По всей России на 1 января 2008 года выдано 128 миллиардов долларов кредитов, а невозврат составил 4,1 миллиарда долларов (3,2 процента). Волгоградские банкиры говорят, что на фоне индивидуального подхода они редко выходили за 0,75 процента просрочки, а когда поставили кредитование на поток, доля невозврата выросла до пяти процентов. Притом что рост задолженности для банка чреват сокращением кредитной массы со стороны Центробанка - на каждый миллион рублей невозвратов кредитные возможности сокращаются впятеро.

    Алексей Морозов считает, что рост кредитного мошенничества в России будет продолжаться еще год-два, а потом ряд объективных факторов снизит его темпы:

    - Во-первых, будет расти поток кредитования, и на его фоне доля невозвратов уменьшится. Во-вторых, банки наработают больший опыт сами и во взаимодействии между собой и надзорными органами. Сформируется более полная база данных, заработают коллекторские агентства.

    мнение

    Петр Зейкан, директор коллекторского агентства:

    - Сейчас к нам за помощью банкиры обращаются раз-два в неделю. С одной стороны, мы видим реальный рост умышленного мошенничества - до 30 процентов в год. С другой, порой сами банки в погоне за долей рынка необоснованно активизируют выдачу кредитов. Найдя должников, мы все же стараемся до серьезных мер дело не доводить, ищем возможности, чтобы они добровольно вернули долг банку. Но при этом вносим таких сомнительных заемщиков в свою базу данных.

    Поделиться